Мудрые цитаты философа Эпиктета (265)

Эпиктет – философ, исповедующий стоицизм из древней Греции. Изначально он был рабом Эпафродита, но в итоге был отпущен на свободу, к тому же сам Эпафродит любил слушать лекции Эпиктета. Основа философии стоицизма сводится к тому, чтобы научиться менять свое отношение к вещам, которые не зависят от нас и таким образом обрести счастье. В данной подборке собраны мудрые цитаты философа Эпиктета.

Любая вещь в творении достаточна, чтобы продемонстрировать Провидение скромному и благодарному уму.
Знаешь ли ты, что ты за пылинка по сравнению со Вселенной? То есть по отношению к телу; так как в отношении Разума ты не уступаешь богам
Не выноси приговор другому трибуналу, пока сам не будешь судим в трибунале Справедливости.
Проводник, найдя человека, сбившегося с пути, возвращает его на правильный путь — он не насмехается и не насмехается над ним, а потом удаляется.
Первая и самая необходимая тема в философии — это использование моральных теорем, таких как: «Мы не должны лгать»; второй — демонстрация, например: «Каково происхождение нашего обязательства не лгать»; третий придает силу и артикуляцию двум другим, например: «Происхождение этого — демонстрация». Для чего демонстрация? Что такое следствие? Какое противоречие? Что есть истина? Какая ложь? Значит, третья тема необходима за счет второй, а вторая за счет первой. Но самое необходимое и то, на чем мы должны опираться, есть первое. А мы поступаем как раз наоборот. Ибо мы тратим все свое время на третью тему и уделяем ей все свое усердие, совершенно пренебрегая первой.
Вы нетерпеливы и вам трудно угодить.


В зяте можно найти сына; но у кого дурной зять, тот потерял и свою дочь.
Даже оказавшись в благоустроенном доме, человек не делает шаг вперед и не говорит себе: я должен быть здесь хозяином! Иначе господин этого дома
Мы всегда должны иметь наготове два принципа: что нет ничего хорошего или плохого, кроме как в воле; и что мы должны не руководить событиями, а следовать за ними.
Одним словом, ни смерть, ни изгнание, ни боль, ни что-либо в этом роде являются настоящей причиной нашего совершения или несовершения какого-либо действия, а наши внутренние мнения и принципы.
Люди рады найти оправдание своим проступкам, тогда как философия учит не протягивать, не подумавши, даже палец.
Думай о Боге чаще, чем дышишь.
Когда человек сохраняет правильное отношение к жизни, он не тоскует по внешнему. Что бы ты хотел, о человек?
Научись давать как больной, чтобы потом давать как здоровый. Быстро; пить только воду; полностью воздержись от желания, чтобы впоследствии ты мог подтвердить свое желание Разуму.
Душа, которая общается с Добродетелью, подобна вечно текущему источнику. Это чистый, ясный и полезный напиток; сладкий, богатый и щедрый в своем магазине; что не ранит и не разрушает.
И человек должен быть готов быть самодостаточным — пребывать в себе одном, как и Бог пребывает с Собою одним… Так и мы должны уметь беседовать с собой, не нуждаться ни в ком другом, вздыхать, чтобы не было отвлечения, направьте наши мысли на Божественное Управление и на то, как мы относимся ко всему остальному; наблюдать, как человеческие несчастные случаи затрагивали нас в древности и как они затрагивают нас сейчас; что это за вещи, которые еще могут причинить нам вред, и как их можно вылечить и удалить; чтобы совершенствовать то, что нуждается в совершенствовании, как бы указал Разум.
Ибо следует бояться не смерти или боли, а страха боли или смерти.
Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит — оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом.»
Ссориться и спорить вообще невежливо, но в особенности неприлично — в разговорах за выпивкой. Ведь пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного, а там, где все убеждения напрасны, незачем пускать в ход все свое красноречие.
Страдание возникает из-за попытки контролировать то, что не поддается контролю, или из-за пренебрежения тем, что в наших силах.
Тем не менее, Бог не только даровал нам эти способности, с помощью которых мы можем переносить каждое событие, не будучи подавленным или сломленным им, но, подобно доброму правителю и истинному отцу, поставил их упражнения выше ограничений, принуждения или препятствий и совершенно без нашего участия. собственный контроль.
Человек, если ты что-то, стремись ходить один и беседовать сам с собой, вместо того чтобы прятаться в хоре! наконец подумай; оглянись вокруг себя; встряхнись, чтобы узнать, кто ты такой!
Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам виноват в том, потому что Бог создал всех людей для их счастья, а не для того, чтобы они были несчастными.
Это была первая и наиболее поразительная черта Сократа: никогда не горячиться в речах, никогда не произносить обидного или оскорбительного слова, — напротив, он стойко переносил оскорбления от других и тем прекращал ссору.
Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших.
Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
Глупцов вылечивает от горя время, умных — их ум.
Не вините и не льстите никому.
В одних вещах люди признаются с легкостью, а в других — с трудом.
Пусть твоя речь о Боге обновляется день ото дня, да, а не твоя пища и питье.
Эти рассуждения не связаны между собой: «я богаче вас, следовательно, я лучше»; «Я красноречивее тебя, поэтому я лучше». Связь скорее такая: «Я богаче вас, поэтому мое имущество больше вашего»; «Я красноречивее тебя, поэтому мой стиль лучше твоего». Но ты ведь не собственность и не стиль.
Кто-нибудь купается в могучем маленьком времени? Не сказать, что он делает это плохо, но очень быстро. Кто-нибудь пьет много вина? Не говорите, что он плохо себя чувствует, но говорите, что он много пьет. Ибо если вы не понимаете совершенно принципа, по которому кто-либо действует, как вы узнаете, что он поступает дурно? Таким образом, вы не рискуете соглашаться с какими-либо проявлениями, кроме тех, которые вы полностью понимаете.
Когда вы решили, что что-то должно быть сделано, и делаете это, никогда не избегайте того, чтобы вас видели делающим это, даже если толпа, вероятно, осудит это дело неправильно. Ибо, если вы поступаете неправильно, избегайте самого действия; если же справедливо, то к чему бояться неуместного порицания?
Явления ума бывают четырех видов.
Архимеда, в то время как он склонялся над табличками для письма, рабы насильно уводили прочь, чтобы натереть ему тело маслом, но он продолжал чертить математические фигуры на своем умащенном теле.
Поскольку именно Разум формирует и регулирует все остальные вещи, он сам не должен оставаться в беспорядке.
Не сделать то, что должен был сделать: потерять верность, благоговение, скромность, которые в тебе!
Если вы ищете Истину, вы не будете стремиться одержать победу всеми возможными способами; и когда вы нашли Истину, вам не нужно бояться поражения.
По большей части храните молчание и говорите только тогда, когда необходимо, и то кратко.
Не на одном якоре стоит корабль, не на одной только надежде покоится жизнь.
Расстраивают человека не факты и события, а то, как он смотрит на них.
Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек.
Природа дала людям один язык, но два уха, чтобы мы могли слышать от других в два раза больше, чем говорить.
Зависть — враг счастливых.
Спроси себя, чего ты хочешь — богатства или счастья? Если богатства — знай, что оно ни благо, ни в твоих руках; если счастья — будь уверен, что оно и благо, и находится в твоей власти: первым судьба ссужает нас только на время, тогда как быть счастливым зависит от нас самих.
Как повелел Бог, так и делайте; иначе ты потерпишь наказание и потерю. Спросишь, какая потеря?
Если ты выстроишь своему родному городу не высокие здания, а сделаешь выше его граждан — ты будешь его величайшим благодетелем: пусть лучше в низких домах живут высокие сердца, нежели в высоких зданиях гнездятся низкие, мелкие души.
Откажись вообще от присяги, если можешь, а если нет, то насколько это возможно.
Какие бы нравственные правила вы себе ни предложили сознательно, соблюдайте их, как законы, и как будто вы будете виновны в нечестии, нарушив какое-либо из них. Не обращайте внимания на то, что о вас говорят, ибо это, в конце концов, вас не касается. До каких же пор ты будешь откладывать считать себя достойным высших улучшений и следовать различениям разума? Вы получили философские теоремы, с которыми должны быть знакомы, и вы с ними знакомы. Какого же другого господина вы ждете, чтобы наложить на это промедление с исправлением себя?.. Пусть то, что кажется вам лучшим, будет для вас нерушимым законом.
Истинное наставление таково: научиться желать, чтобы все сбывалось так, как оно сбывается.
Трудности — это то, что показывает человеку, что он из себя представляет.
Трудно совместить и соединить эти два качества, осторожность того, на кого влияют обстоятельства, и неустрашимость того, кто не обращает на них внимания. Но это не невозможно: иначе счастье тоже было бы невозможно.
Что является первым делом того, кто практикует философию? Чтобы избавиться от самомнения. Ибо невозможно, чтобы кто-либо начал изучать то, что, по его мнению, он уже знает.
Корабль не должен стоять на одном якоре, а жизнь — на одной надежде.
Он распорядился, чтобы
Вороны выклевывают глаза мертвых, когда мертвые в них уже не нуждаются; а льстецы портят душу живой и ослепляют ее глаза.
Теоретически ничто не мешает нам следовать тому, чему нас учат; но в жизни нас многое отвлекает.
Если человек имеет возможность рассуждать, и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря — он не одинок и не беспомощен.
Мудрым свойственно сопротивляться удовольствиям, а глупым — быть их рабами.
Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами.
Если то, что вас очаровывает, это не что иное, как абстрактные принципы
Для разумного существа невыносимо только иррациональное, но терпимо разумное.
Тебе все, что у тебя есть, кажется малым, а мне все, что есть у меня, кажется большим. Твое желание ненасытно, мое удовлетворено. Посмотрите, как дети засовывают руки в банку с узким горлышком и стараются вытащить содержащиеся в ней орехи и инжир: если они набивают руку, то не могут вытащить ее снова, а потом плачут. из них, а потом вытянешь остальные!» — Дайте волю своему желанию и вы! не желай многого, и получишь.
Когда вы обижаетесь на чью-либо вину, обратитесь к себе и изучите свои собственные недостатки. Тогда вы забудете свой гнев.
Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав; если же он ошибается, то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно следует и страдание.Если ты будешь постоянно помнить это, то ты ни на кого не станешь ни сердиться, ни возмущаться, никого не будешь ни попрекать, ни бранить и ни с кем не будешь враждовать.
Если верно то, что говорят философы о родстве Бога и людей, то что остается делать людям, кроме как Сократу: никогда, когда их спрашивают, о какой они стране, отвечать: «Я афинянин или коринфянин», но «я гражданин мира.
Именно трудности показывают, что такое люди.
Будь я соловьем, я бы играл роль соловья; Был ли я лебедем, частью лебедя.
Когда вы закрываете свои двери и создаете внутри тьму, не забывайте никогда не говорить, что вы одиноки, ибо вы не одиноки; нет, Бог внутри, и ваш гений внутри. И зачем им свет, чтобы видеть, что вы делаете?
Существует только один путь к счастью — перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.
Видимость вещей для ума есть стандарт всякого действия для человека.
Когда нас приглашают на пир, мы берем то, что нам подают; и если бы кто-нибудь попросил своего хозяина поставить на стол рыбу или сладости, его сочли бы абсурдом. Одним словом, мы просим у богов того, чего они не дают; и это, хотя они нам столько всего дали!
Плохо обученный человек обвиняет других в своем плохом состоянии; это действие того, кто начал получать наставления, возлагать вину на себя; и того, чье наставление завершено, не винить ни другого, ни себя.
Кажись, чтобы знать только это — никогда не падать и не падать.
И когда он усердно осмотрит все, он должен вернуться с верным отчетом, не боясь объявить их врагами, которые не являются врагами и не смущены и не смущены чувственными вещами.
В общем, любые методы дисциплины, применяемые к телу и направленные на изменение его желаний или отвращений, хороши для аскетических целей. Но если они сделаны напоказ, они сразу выдают человека, который следит за внешней показухой; у которого есть скрытая цель, и он ищет зрителей, чтобы кричать: «О, какой великий человек!» Вот почему Аполлоний так хорошо сказал: «Если ты склонен к небольшой личной дисциплине, подожди, пока однажды ты не задохнешься от жара, тогда набери глоток холодной воды, выплюнь ее снова и никому не говори!»
Ежедневно держи перед глазами смерть и изгнание со всем прочим, что люди считают ужасным, но особенно со Смертью. Тогда ты никогда не подумаешь о плохом и не пожелаешь ничего сверх меры.
Усерднее предайся размышлению: познай себя, советуйся с Божеством; без Бога ни к чему не приложи руку твою.
Сущность добра и зла есть определенное расположение воли.
Неужели ты думаешь, что потери бывают только вещественные? Нет, есть потери худшие — потери духовные. Теряются и чистые помыслы, и хорошие желания, и доброе поведение; и людям, потерявшим всё это, всегда бывает скверно.
Чего избегаешь терпеть сам, постарайся не навязывать другим. Вы избегаете рабства — остерегайтесь порабощать других!
Тот, кто желает преуспеть, должен стремиться к тому, что само по себе превосходно.
Ключ в том, чтобы общаться только с людьми, которые воодушевляют вас, чье присутствие пробуждает ваши лучшие качества.
У всего есть две ручки, одну за которую можно нести, другую за которую нельзя.
В несчастии познается друг и изобличается враг.
Вам не кажется ничего, никогда не обвинять, никогда не обвинять ни Бога, ни Человека? иметь всегда одно и то же выражение лица при выходе и при входе? В этом была тайна Сократа: однако он никогда не говорил, что знает или чему-то учит… Кто из вас ставит это своей целью? Будь это действительно так, вы бы с радостью перенесли болезнь, голод, да, даже самую смерть.
Если ты хочешь добиться прогресса, довольствуйся тем, что будешь казаться глупым и неразумным в отношении внешних вещей. Заботьтесь о том, чтобы вас не считали знающим что-либо. Если кто-то должен считаться с тобой, не доверяй себе.
Я обращаюсь к вам, чтобы прийти и услышать, что вы находитесь в плохом случае; что то, что больше всего заслуживает вашего внимания, получает его в последнюю очередь; что вы не отличаете добра от зла и
Свобода — это независимость мысли.
Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имущества: все это не принадлежит ему. Но жалко, если человек теряет свою истинную собственность — свое достоинство.
Если вы хотите быть писателем, пишите.
Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, нет, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро,— твори благодеяния добровольно — и будешь любим, как солнце.
Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых: надежды образованных завиднее богатых невежд.
Ничто великое не создается внезапно, как гроздь винограда или смоковница. Если вы скажете мне, что желаете инжира, я отвечу вам, что должно быть время. Пусть сначала зацветет, потом принесет плоды, потом созреет.
Если хочешь, чтобы говорили хорошо про тебя, не говори худо о других.
Материалы действия изменчивы, но использование их должно быть постоянным.
Когда вы делаете что-либо, исходя из ясного суждения о том, что это должно быть сделано, никогда не избегайте того, чтобы вас увидели, как это делают, даже если мир сделает неправильное предположение об этом; ибо, если ты не поступаешь правильно, избегай самого действия; а если и так, то чего боишься тех, кто несправедливо порицает тебя?
О рабский человек! неужели ты не будешь терпеть своего брата, который имеет Бога своим Отцом, как сына того же происхождения и того же высокого происхождения? Но если тебе доведется оказаться на каком-нибудь более высоком положении, неужели ты сейчас же станешь тираном?
Если в комнате накурено, хотя бы умеренно, я останусь; если будет слишком много дыма, я пойду. Запомни это, крепко держись за это, дверь всегда открыта.
Если вы взяли на себя характер, который вам не по силам, вы и сыграли в нем плохую роль, и пренебрегли тем, что в ваших силах.
Когда собственника корабля, Лампида, спросили, каково было ему нажить богатство, он ответил: «Большое богатство — легко, но маленькие деньги — с большим трудом.»
Думаете, что вы философ, действуя так, как вы делаете? думаете, что вы продолжаете так есть, так пить, поддаваясь таким же образом [вашему собственному] гневу и неудовольствию? Нет, вы должны бодрствовать, вы должны трудиться; преодолеть определенные желания; оставь своих близких друзей, подчинись тому, чтобы твой раб презирал тебя, встречные тебя высмеивали, занимай низшее место во всех делах, в должности, на руководящих должностях, в судах. Взвесьте все это полностью, а затем, если хотите, положите себе на руку; если бы ценой этих вещей ты обрел Свободу, Спокойствие и бесстрастную Безмятежность.
Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым.
Некоторые вещи находятся в нашей власти, а другие нет. Вещи, находящиеся под нашим контролем, — это мнение, преследование, желание, отвращение и, одним словом, все наши собственные действия. Вещи, не находящиеся под нашим контролем, — это тело, собственность, репутация, приказ и, одним словом, все, что не является нашими собственными действиями.
— Но быть повешенным — разве это не невыносимо? Тем не менее, когда человек чувствует, что это разумно, он уходит и вешается.
Когда, закрыв за собой дверь, ты остаешься один в своем доме, не говори, что ты одинок: ибо ты не одинок, Бог и твоя душа вместе с тобою.
Больные недовольны врачом, когда он ничего не прописывает им, и думают, что он считает их положение безнадежным. Отчего же мы не поступаем так по отношению к философу — не думаем. что он отчаялся в нашем исправлении, если не дает нам никаких советов?
Сначала скажи себе, каким ты хочешь стать, а потом делай, что должен.
Ибо величие Разума измеряется не длиной или высотой, а решениями ума.
Как верные весы нельзя проверить ни по верным же весам, ни судить о степени их верности по неверным весам, так и справедливого судью не могут судить справедливые люди, а суду несправедливых он не подлежит. Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место. Если ты хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя или обвиняемого, а на самое дело. Ты будешь безукоризненным судьею, если на жизни самого тебя не будет пятен. Лучше переносить незаслуженные оскорбления от обвиненного за свой справедливый приговор, нежели чувствовать справедливые укоры совести за свое пристрастное решение. Нельзя судить по золоту о камне, с помощью которого узнают золото; то же можно сказать и про судью. Как нет ничего прямее прямого, так нет ничего справедливее справедливого.
Людей страшат не дела, а лишь мнения об этих делах.
Если вы не хотите быть склонным к гневу, не подпитывайте привычку
Если циник вызывает жалость, он кажется простым нищим; все отворачиваются, все обижаются на него. И не должен быть неряшлив на вид, чтобы и таким образом не отпугивать от него людей; наоборот, самая его грубость должна быть чистой и привлекательной.
И как я отношусь к тем, перед кем вы стоите в страхе и трепете? Разве это не как рабы? Кто, увидев меня, не думает, что видит своего Учителя и своего Царя?
Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим.
Важно не то, что с вами происходит, а то, как вы на это реагируете.
Они клянутся, что не будут любить кого-либо дороже Цезаря, а тебя — любить нашу истинную сущность дороже всего остального.
Моему брату не следовало так со мной обращаться. Верно: но он должен позаботиться об этом. Как бы он ни обращался со мной, я должен вести себя с ним правильно. Это то, что лежит на мне, чему никто не может помешать.
Когда один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами, Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач!»
Свободны только образованные.
Есть только один путь к счастью — перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.
Когда ты хочешь показать своему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом — не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.
Людей мучают не вещи, а представления о них.
Ты маленькая душа, несущая труп.


Ибо в этих вопросах мы должны доверять не толпе, которая говорит, что никто не должен быть образованным, кроме свободных, а скорее философам, которые говорят, что только образованные свободны.
Если ты увидишь ехидну, ядовитую змею или скорпиона в ящике с украшениями из слоновой кости или золота, ты все равно не полюбишь и не захочешь иметь их, хотя они и посажены в дорогое помещение, напротив, станешь глядеть на них со страхом и отвращением, как на ядовитых животных. Так, когда ты встретишь людей богатых, щедро наделенных всем судьбою, но порочных, не изумляйся их блестящей внешности, а презирай их за их пороки.
Вещи истинные и очевидные неизбежно должны быть признаны теми, кто будет им противоречить.
До тех пор, пока эти здравые мнения не укоренятся в тебе и ты не обретешь некоторую силу для своей безопасности, я советую тебе быть осторожным в общении с невеждами. В противном случае любые отпечатки, полученные вами на скрижалях вашего разума в Школе, будут день за днем таять и исчезать, как воск на солнце. Удалитесь же куда-нибудь подальше от солнца, пока у вас есть эти восковые чувства.
Без власти над собой невозможно обрести свободу.
Непобедимым быть можешь, ежели не вступишь ни в какой бой, в котором победа не от тебя зависит.
Чем больше трудность, тем больше славы в ее преодолении. Умелые пилоты завоевывают себе репутацию благодаря штормам и бурям.
С каждым несчастным случаем спрашивайте себя, какие у вас есть способности, чтобы использовать его должным образом. Если вы увидите привлекательного человека, вы обнаружите, что сдержанность — это способность, которой вы обладаете вопреки своему желанию. Если вам больно, вы обретете силу духа. Если вы слышите неприятные выражения, вы обретете терпение. Привыкшие таким образом явления вещей не увлекут вас с собой. (10).
Помните, что оскорбляет не тот, кто бранит или бьет, а тот взгляд, который мы воспринимаем как оскорбительный. Поэтому, когда кто-нибудь вас раздражает, будьте уверены, что вас раздражает ваше собственное мнение.
На все случаи жизни мы должны иметь наготове эти принципы: Веди меня, Юпитер, и тебя, о Судьба, Куда бы твои указы ни определили мое положение. ~ Клеанф. Я весело следую; и, не так ли, Злой и несчастный, я должен по-прежнему следовать за тем, Кто должным образом уступает Судьбе, считается среди людей Мудрым и знает небесные законы. ~ Еврипид, Фраг. 965.
Человеку невозможно узнать то, что, по его мнению, он уже знает.
Наша жизнь — пьеса, в которой Бог распределил роли. Нам остается лишь их с достоинством сыграть!
Обращается ли Философ к людям, чтобы они пришли и послушали его? не привлекает ли он, скорее, по своей природе тех, кому он принесет пользу, подобно солнцу, которое согревает, и пище, которая поддерживает их?
Разум измеряется не размером или ростом, а принципом.
Какая тюрьма? — Где он уже: ибо он там против своей воли; и где человек против своей воли, там для него тюрьма.
Пусть эта мысль всегда присутствует с тобой, когда ты теряешь что-то внешнее, что ты приобретаешь взамен; а если это будет тем драгоценнее, то не говори, что я потерпел убытки.
Что ты будешь делать, когда настигнет Смерть? Если бы я мог выбрать, меня нашли бы за совершением какого-нибудь дела истинного человечества, большого значения, благотворного и благородного. Но если я не найду себя занятым чем-то столь возвышенным, то пусть я буду надеяться хотя бы на то, что никто не может воспрепятствовать, что несомненно в моей власти, чтобы я был найден воздвигающим в себе то, что упало; научиться более мудро обращаться с чувственными вещами; выработать свое собственное спокойствие и, таким образом, воздать должное всем отношениям жизни
Сначала скажите себе, кем бы вы были; а потом делай что должен.
С простыми людьми поменьше говори о теориях, а поступай согласно им.
Гнев обезьяны и угроза льстеца заслуживают одинакового внимания.
Кто свободен телом и несвободен душою, тот раб, и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно — свободен.
Не позволяйте чужому непослушанию Природе стать для вас злом; ибо вы рождены не для того, чтобы быть подавленным и несчастным с другими, но чтобы быть счастливым с ними. А если кто несчастлив, помни, что он несчастен для себя; ибо Бог сотворил всех людей, чтобы они наслаждались блаженством и миром.
Природа дала нам один язык и два уха, чтобы мы могли слышать в два раза больше, чем говорить.
Маловероятно, чтобы благо улитки заключалось в ее раковине: так вероятно ли, что благо человека должно быть?
Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.
Сначала узнай, кто ты, а потом украшай себя соответствующим образом.
Если кто-то одинок, это еще не значит, что тем самым он и одинок, так же, как если кто-то в толпе, это не значит, что он не одинок.
Нужно позволять себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного.
В жизни между тем мы требуем от богов, чего они не могут нам дать, требуем притом, получивши от них очень многое.
Что касается Богов, то есть те, кто отрицает само существование Божества; другие говорят, что оно существует, но ни о чем не беспокоится и ничего не предусмотрело. Третья сторона приписывает ему существование и предусмотрительность, но только для великих и небесных дел, а не для всего, что есть на земле. Четвертая сторона допускает вещи на земле так же, как и на небе, но только вообще, а не по отношению к каждому в отдельности. Пятые, из которых были Улисс и Сократ, — это те, которые восклицают: — Я не двигаюсь без Твоего ведома!
Любой человек, способный разозлить вас, становится вашим хозяином.
Как может быть тот, у кого ничего нет
Философская школа — это Хирургия: боль, а не удовольствие, вы должны были чувствовать в ней. Ибо при входе никто из вас не является целым.
Спроси меня, если хочешь, должен ли циник заниматься управлением государством.
Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей — тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе — останется твоим навсегда. Потчуя гостей изысканными блюдами, не показывай в то же время своего гнева: роскошные кушанья, войдя в желудок, вскоре выходят оттуда, тогда как гнев, запав в душу, остается в ней очень долго. Старайся же под влиянием гнева не оскорбить своих гостей, несмотря на свой пышный прием, и лучше принимай их просто, но доставь им удовольствие своим ласковым обхождением. За обедом обращай внимание, чтобы прислуги было меньше, чем гостей — глупо было бы, если бы за немногими гостями ухаживало много прислуги.
Весь этот мир — один великий Город, и одна субстанция, из которой он создан.
Неприятности дают человеку возможность познакомиться с самим собой.
Тот, кто не знает, кто он и для чего он родился; что это за мир и с кем он в нем связан; тот, кто не может различить Добро и Зло, Красоту и Грязь,… Истину и Ложь, никогда не последует за Разумом в формировании своих желаний, импульсов и отвращений, а также в согласии, отрицании или воздержании от суждений; но, одним словом, будет ходить глухим и слепым, думая, что он в некотором роде, тогда как на самом деле он ничего не стоит. Есть ли во всем этом что-то новое? Не это ли невежество является причиной всех ошибок и несчастий людей с тех пор, как возник род человеческий?…
Умный борется со страстью, глупец становится ее рабом.
В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного — все дело привычки.
Свобода есть имя добродетели: Рабство порока… Никто не является рабом, чьи действия свободны.
Помни, что такое человек, и будешь равнодушен ко всему происходящему.
Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин.
Если кто донес тебе, что какой-нибудь человек дурно отзывается о тебе, то не оправдывайся (ответом) на сказанное тебе, но отвечай: остальных моих недостатков не знал этот человек, ибо не стал бы упомянул только о них.
Выбери самую благородную жизнь, ибо обычай может сделать ее сладкой для тебя.
Короли и тираны имеют вооруженную стражу, чтобы наказывать некоторых людей, даже если они сами злые. Но цинику совесть дает эту власть, а не оружие и охрану.
Превысьте должную меру, и самые восхитительные вещи станут наименее восхитительными.
Если кто несчастен, пусть помнит, что он несчастен только из-за себя одного. Ибо Бог создал человека, чтобы он наслаждался блаженством и постоянством добра.
Речь смелая, но бессвязная — что тупой меч.
Судьба — мрачная тюрьма для тела и зло для души.
Люди странные, они не хотят ни жить, ни умирать.
Вся философия заключается в двух словах: выдерживай и воздерживайся.
Помните, что вы должны вести себя в жизни так же, как на банкете. Когда что-то передается вокруг, оно приходит к вам; протяни руку, возьми часть ее вежливо. Он проходит; не задерживайте его. Или оно еще не пришло к вам; не проецируйте свое желание встретиться с ним, но подождите, пока оно не появится перед вами. Так поступай по отношению к детям, так по отношению к жене, так по отношению к должности, так по отношению к богатству.
Тот, у кого нет музыкального образования, в музыке ребенок; тот, у кого нет букв, — ребенок в обучении; тот, кто не обучен, является ребенком в Жизни.
На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя — слушай и слушайся его, глупее — сам дай ему совет; если он равен тебе по уму — согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить. Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем, согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой. Правда побеждает сама собою, мнение — через других.
Не сбивайтесь с ног яркостью впечатления, но говорите: «Впечатление, подожди меня немного. Дай мне увидеть, что ты такое и что ты представляешь. Дай мне испытать тебя».
Показать вам сухожилия философа? — Что это за сухожилия? — А будет недовольна; зла избежать; ежедневные полномочия, тщательные решения; безошибочные решения.
Пусть никто не думает, что его любит тот, кто никого не любит.
Свобода – это право жить так, как мы хотим.
Когда Эпиктета спросили: «Какой человек богат?» — он отвечал: «Довольный собой».
Каждое искусство и каждая способность созерцают определенные вещи как свои главные объекты.
Если бы человек стал заниматься философией, его первая задача — избавиться от тщеславия. Ибо невозможно, чтобы человек начал узнавать то, что у него есть самомнение, которое он уже знает.
Врачую душу, а не тело: лучше смерть, чем позорная жизнь.
Используйте наилучшим образом то, что в ваших силах, а остальное принимайте по мере возможности.
Люди — странные существа, не желающие ни жить, ни умирать.
Укрепляй в себе чувство довольства своей судьбою: с этим оружием ты непобедим.
Человек — это слабая душа, обремененная трупом.
Привычки и способности обязательно затрагиваются соответствующими действиями.
Если бы человек отдал ваше тело любому незнакомцу, которого он встретил на своем пути, вы непременно рассердились бы. И не стыдитесь ли вы отдать свой разум на растерзание и озадачивание любому, кто нападет на вас словесно?
Лучше знать, как практиковать добродетель, чем знать, как ее описывать.
Если ты помнишь, что Бог стоит рядом, чтобы увидеть и посетить все, что ты делаешь; будь то в теле или в душе, ты, конечно, не ошибешься ни в какой молитве или деле; и у тебя будет Бог, чтобы жить с тобой.
Не украшай стен своего дома эвбейским или спартанским мрамором — укрась сердца сограждан и их правителей плодами греческого просвещения: не камни или дерево служат основанием государству, а ум его граждан.
И всем ли полезно то, что они слышат, или только некоторым из них? Так что кажется, что есть искусство слушать так же, как искусство говорить.
Ибо я не Вечность, а человек — часть целого, как час — часть дня. Я должен прийти как час, и как час должен пройти!
Осмельтесь взглянуть на Бога и сказать: «Используй меня для будущего, как пожелаешь. Я того же мнения, я един с Тобой. Я не отказываюсь ни от чего, что кажется Тебе благом. меня в любом платье Ты пожелаешь».
Человек со свободной волей не может быть назван рабом.
Ты не взбудоражил мой дух. Ибо что я вижу в тебе, чтобы возбудить меня, как бойкая лошадь возбудит судью по лошадям? Твое тело? Что вы плохо обращаетесь. Ваше платье? Это роскошно. Ваше поведение, ваш взгляд? — Ничего.
Как на корабле нельзя иметь всего один якорь, так и в жизни не должно опираться на одну лишь надежду.
Из удовольствий те, которые случаются реже всего, доставляют наибольшее наслаждение.
Нет ничего легче найти друга в счастии и ничего труднее — в горе.
Каждая привычка и способность сохраняются и увеличиваются соответствующими действиями, как привычка ходить, ходьбой; бегом, бегом.
Дайте мне во что бы то ни стало более короткую и благородную жизнь вместо более длинной, но менее ценной!
Попробуйте насладиться великим праздником жизни с другими мужчинами.
Другие могут ограждать себя стенами и домами.
Если верно то, что говорят философы, что все действия людей происходят из одного источника; что как они соглашаются с убеждением, что вещь такова, и не соглашаются с убеждением, что это не так, и воздерживаются от своих суждений, исходя из убеждения, что она ненадежна, так и они ищут вещь, исходя из убеждения, что она предназначена для них. преимущество.
Если вы хотите быть хорошим читателем, читайте; если писатель, пишите.
Что бы вы ни сделали привычным, практикуйте это; и если не хочешь сделать что-нибудь привычным, не делай этого, а приучай себя к чему-то другому.
Не все трудное и опасное годится для обучения, а только то, что способствует успеху в достижении цели наших усилий.
Благочестие по отношению к богам, несомненно, состоит главным образом в том, чтобы правильно думать о них — что они существуют и что они правят вселенной с добротой и справедливостью; и что ты сам назначен подчиняться им и подчиняться при любых обстоятельствах, которые возникают; радостно соглашаясь со всем, что может случиться, будучи уверенным, что это происходит и совершается посредством самого Совершенного Понимания. Таким образом, ты никогда не упрекнешь богов и не обвинишь их в пренебрежении тобой.
Лучше жить с одним человеком высокой души и быть спокойным и независимым, нежели вести жалкую жизнь в обществе многих.
Прежде всего избегайте разговоров о людях, будь то похвала или порицание, или сравнение. Если можете, переведите разговор в своей компании на то, какой она должна быть. Но если ты окажешься безнадежно отрезанным среди чужих и чужих, молчи.
Людей беспокоят не вещи, а то, как они относятся к ним.
Когда мы были детьми, родители поручили нас воспитателю, который зорко следил, чтобы с нами не случилось худа. Мы выросли — и Бог поручил охранять нас врожденной нам совести. Не будем относиться с презрением к этому стражу, иначе и Бог разгневается на нас, и наша собственная совесть будет видеть в нас своих врагов.
Если ты хочешь быть беспристрастным судьей, смотри не на обвинителя или обвиняемого, а на самое дело.
Где человек находится противясь, там его тюрьма.
Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только переступить меру.
Исцеление души более необходимо, чем тело; ибо лучше умереть, чем плохо жить.
Ибо немузыкальный в музыке дитя; тот, кто без букв, ребенок в обучении; тот, кто не обучен, является ребенком в жизни.
Правильная цель во всех этих случаях — задача мудрого человека.
Никогда не называй себя философом и не болтай много среди неученых о теоремах, но действуй согласно им. Таким образом, на угощении не говорите, как люди должны есть, а ешьте, как вы должны. Ибо помните, что таким образом Сократ также повсеместно избегал всякой хвастовства.
Чем реже удовольствия, тем они приятнее.
Свобода — благо, неволя — зло. Но выбор любой из них зависит от нас. То, где свободной воле нет места, не подходит ни под одно из названных понятий. Но дух господствует над плотью и над всем, что принадлежит телу и не имеет свободной воли. Человек со свободной волей не может быть назван рабом.
Мудрый человек не сожалеет о том, чего нет, но радуется настоящему.
Итак, если все, что растет, даже наши собственные тела, таким образом связаны с целым, то не тем более ли это относится к нашим душам? И если наши души связаны и соприкасаются с Богом, как части и осколки, оторванные от Него, неужели Он не будет чувствовать каждое их движение, как если бы оно было Его собственным и принадлежащим Его собственной природе?
Виноград пускает от себя три ветви: ветвь наслаждения, ветвь пьянства и ветвь наглости.
Во всяком деле обдумай, что предшествует и что последует, и только потом берись за него.
Пусть молчание будет вашим общим правилом; или сказать только то, что необходимо и в нескольких словах.
Упражняйтесь, ради бога, в мелочах; и оттуда перейти к большему.
Если вы хотите стать лучше, довольствуйтесь тем, что вас считают глупым и глупым.
Ибо что представляет собой ребенок? Невежество. Что представляет собой ребенок? ибо они равны нам, насколько позволяет их степень познания.
Порок не имеет ничего общего с добродетелью, а свобода с рабством.
Бог представил Человека зрителем Себя и Его дел; а также
Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя.
Как Солнце не ждет восхода молитв и заклинаний, но сияет и приветствуется всеми, так и ты не жди рукоплесканий, восклицаний и хвалы для исполнения своего долга; нет, делай добро по своей воле, и ты будешь любим, как Солнце.
В борьбе с соблазнительными мыслями бывает полезно искать общества людей более добродетельных, чем ты сам.
Пиррон говорил, что между жизнью и смертью нет разницы. Когда его спросили, почему же тогда он не умирает, он ответил «Потому что жизнь и смерть — одно и то же.»
Мудрый человек не печалится о том, чего не имеет, а радуется тому, что имеет.
Укрепляйся довольством: это неприступная твердыня.
Но при нынешнем состоянии вещей, которое напоминает армию в боевом строю, циник не должен быть свободен от всякого отвлечения и всецело отдан на служение Богу, чтобы он мог входить и выходить среди людей, не скованный обязанностями и не запутался в бытовых отношениях? Ибо если он нарушит их, то потеряет репутацию доброго и истинного человека; тогда как если он их соблюдает, то его как Посланника, Шпиона, Вестника Богов конец!
Сейчас нужны не рассуждения; ибо есть книги, набитые стоическими рассуждениями.
Если хочешь учиться, будь готов считаться дураком и тупицей.
Кого не привлекают веселые и приятные дети, чтобы играть с ними, ползать и болтать с ними?
Если нас пригласят к обеду, мы едим то, чем нас потчуют.
Когда вы хотите послушать философа, не говорите: «Вы мне ничего не говорите»; только докажи, что ты достоин или годен слышать, и тогда ты увидишь, как ты поведешь оратора.
Если мы не глупы и неискренни, когда говорим, что добро или зло человека зависит от его собственной воли и что все остальное для нас ничто, то почему мы все еще смущаемся?
Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель.
Свобода достигается не удовлетворением желания, а устранением его.
Если вы ищете истину, вы не будете искать победы бесчестными средствами, а если вы найдете истину, вы станете непобедимым.
Раб тот, кто не умеет владеть собою.
Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом — не обращай других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб,— как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство.
Только образованные свободны.
Людей беспокоят не вещи, а принципы и представления, которые они составляют о вещах.
Ни один человек не свободен, если он не владеет собой.
Кто крепок телом, может стерпеть и жару, и холод. Также и тот, кто здоров душой, может перенести и гнев, и горе, и радость, и другие чувства.
У нас два уха и один рот, так что мы можем слушать в два раза больше, чем говорить.
Владей своими страстями — или они овладеют тобою.
Друг, подумай сначала о том, что бы ты сделал, а потом о том, что способна вынести твоя собственная природа.
У всего есть две ручки, одну за которую можно нести, другую за которую нельзя. Если твой брат согрешит против тебя, не держи его за рукоять его несправедливости, ибо так он не может быть понесен; но скорее за то, что он твой брат, товарищ твоей юности; и таким образом вы ухватитесь за него, чтобы он мог переноситься.
Когда, закрыв за собою дверь, ты остаешься один в своем доме, не говори, что ты одинок: ибо ты не одинок, Бог и твоя душа вместе с тобою.
Ты будешь непобедим, если не станешь участвовать в состязаниях, победить в которых ты не можешь.
Владей своими страстями — или они овладеют тобою.

Все афоризмы для вас
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
ТЕПЕРЬ НАПИШИ КОММЕНТАРИЙ!x