Известные цитаты Аристотеля (300 цитат)

Аристотель является одним из самых умнейших и мудрейших людей во всем мире. Он — один из родоначальников философии и изучал множество других наук открывая новые открытия. Аристотель основал знаменитую школу и обучал в ней людей любого класса. Платон стал его учителем и наставником, после его смерти именно Аристотель стал продолжать его дела и развивать еще более широко. В данной подборке представлены известные цитаты Аристотеля.

Тот, кто должен быть хорошим правителем, должен сначала управляться.
Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности.
Грамотность не может служить мерилом образованности.
Большинство — друзья подхалимов, так как подхалим — это друг, над которым обладают превосходством, или человек, который прикидывается, что он таков.
Мудрецы говорят, когда им есть что сказать, а глупцы говорят, потому что они должны что-то сказать.
У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.
Как же сознание прикрепляется к телу?
Совершать проступок можно по-разному… между тем поступать правильно можно только одним единственным способом…
Мышление — верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.
Матери больше любят своих детей, потому что они больше уверены, что это их детёныши.


Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
…Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему.
Вне области точных наук эвристическое значение творений Аристотеля и сейчас неоспоримо. По диапазону научных интересов, колоссальной эрудиции, совершенно изумительной наблюдательности и работоспособности, способности синтезировать разнороднейшие и противоречивые воззрения и излагать их связно и систематически, Аристотель не уступит, конечно, никому во всей истории человеческой мысли. Его формальная логика считалась Кантом «законченной наукой» и сохранилась со сравнительно незначительными изменениями до настоящего времени, пока в нее не вторглась математика. Он сумел взять многое от антиподов — Платона и Демокрита, отчего его нельзя отнести ни к одной из «линий.»
Целое больше суммы его частей.
Остроумие — это дерзость, получившая образование.
Мудрость — это самая точная из наук.
Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.
Подходящий возраст для вступления в брак составляет около восемнадцати лет для девушек и тридцати семи лет для мужчин.
Преступление нуждается лишь в предлоге.
Узнать самого себя — это и самое трудное, (…) и самое радостное, (…) но самих себя своими силами мы не можем видеть (…); при желании видеть своё лицо мы смотримся в зеркало (…), при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга. Ведь друг, как мы говорим, это «второе я». (…) Знать себя невозможно без помощи друга.
Камень, который по природе падает вниз, не приучишь подниматься вверх, приучай его, подбрасывая вверх хоть тысячу раз.
Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
В чем суть жизни? Служить другим и делать добро.
Выбор, а не случайность, определяет вашу судьбу.
Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.
Во время морского путешествия смело смотрят на предстоящие опасности люди, незнакомые с бурями, и люди, по своей опытности знающие средства к спасению.
Мужество — добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.
Человек по своей природе есть существо общественное.
Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.
Кто наслаждается одиночеством, тот либо дикий зверь, либо бог.
Как конь рожден для бега, бык для пахоты, а собака для поисков, так и человек рожден для двух вещей — для умопостижения и действия, как некий смертный бог.
Везение — это удачи, к которым непричастен испытующий разум.
Человек — политическое (общественное) животное. Homo est animal sociale.
Пусть это послужит наброском добра; поскольку мы должны, по-видимому, сначала набросать его в общих чертах, а затем заполнить детали.
Обучение — это не детская игра; мы не можем учиться без боли.
Любовь — это теорема, которую необходимо каждый день доказывать.
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Уничтожение одного есть рождение другого.
На что ты рассчитываешь, то и обретёшь.
Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования.
Честь — это награда, присуждаемая за добродетель…
Никто лучше мужественного не перенесет страшное.
Благородный человек должен больше заботиться об истине, чем о том, что думают люди.
Для счастья нужен ещё и случай.
Наслаждение общением — главный признак дружбы.
Обучение — это украшение в процветании, убежище в невзгодах и обеспечение в старости.
Я считаю более храбрым того, кто побеждает свои желания, чем того, кто побеждает своих врагов, ибо самая трудная победа — над собой.
Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством.
Для решения вопроса в ту или другую сторону надо выяснить, что обозначает это название. Пустота действительно кажется местом, в котором ничего нет. Причина этому — убеждение, что все существующее есть тело, всякое же тело в месте, а пустота в том месте, в котором нет никакого тела, так что, если где-нибудь нет тела, там есть пустота. Всякое тело, опять же, считают осязаемым, а таким будет то, что обладает тяжестью или легкостью. Таким образом, путём умозаключения получается, что пустота есть то, в чем нет ничего тяжёлого или легкого.
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади.»
Все, что зависит от действия природы, по природе своей настолько хорошо, насколько это возможно.
Воспитание ума без воспитания сердца — это вообще не образование.
Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
Кто знает, делайте. Кто понимает, тот учит.
Лучше то, что труднее.
Молодежь легко обмануть, потому что она быстро надеется.
Однако представления, касающиеся сплошной материи и невозможности появления пустоты, можно встретить и у философов более ранней, ионийской школы. Согласно Эмпедоклу (ок.490-430 гг. до н.э.), корни всего сущего не допускают пустого пространства: «Нет во вселенной нигде ни излишка, ни места пустого». Вакуум противоречил картине мира, разработанной Аристотелем. Пространство определялось великим мыслителем как граница окружающего тела относительно окружаемого, поэтому «пустое пространство было бы абсурдом, так как здесь «окружающее» ничего не окружает.»
Где пересекаются ваши таланты и потребности мира; в этом ваше призвание.
В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.
Дружба — золотая середина между стремлением нравиться и хамством.
Задача искусства — изображать не внешний вид вещей, а их внутреннее значение.
Делать добро ближнему – это просвещенный эгоизм.
Те, которые чем-либо владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше тех, которые имеют частную собственность.
Откуда взялось бы что-нибудь, если бы в самой действительности не было причины?
Человек вне общества — бог, или зверь.
Природа желания — неудовлетворённость, и большинство людей живёт, испытывая лишь это чувство.
При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.
Друг — это второе я.
Это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.
Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.
Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков * * уклоняемся из-за страданий.
О, друзья мои! Нет на свете друзей!
Быть хорошим человеком и хорошим гражданином не всегда одно и то же.
Память — писарь нашей души.
Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.
Удовольствие от работы приводит к совершенству в работе.
То, что в нашей власти сделать, также в нашей власти не делать.
Пусть будет страх — некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность.
Из справедливости выходят все добродетели.
Да будет все к лучшему; но ежели что-нибудь случится, то Аристотель распорядился так.
Вопреки мнению некоторых, не разум — начало и руководитель добродетели, а, скорее, движения чувств.
Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь – молчать.
Обратить к нравственному совершенству большинство рассуждения не способны, потому что большинству людей по природе свойственно подчиняться не чувству стыда, а страху, и воздерживаться от дурного не потому, что это позорно, но опасаясь мести.
Наша суть отражается в наших действиях. Отсюда совершенство есть не действие, а привычка.
Мы должны быть не трусливыми и не опрометчивыми, а мужественными.
Из всех живых существ только человеку свойственен смех.
Тот, кто не может быть хорошим последователем, не может быть хорошим лидером.
Музыка облагораживает нравы.
Страх – это боль, возникающая от предвкушения зла.
Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.
Через дисциплину приходит свобода.
По большей части будущее подобно прошедшему.
Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно.
Природа не делает ничего лишнего.
Стыдно не уметь защищать себя рукою, но еще более стыдно не уметь защищать себя словом.
Несчастье показывают те, кто не настоящие друзья.
Цель мудрого не в том, чтобы получить удовольствие, а в том, чтобы избежать боли.
Счастье на стороне того, кто доволен.
В чем разница: правят ли женщины, или должностные лица управляются женщинами? Результат получается один и тот же.
Непродуманная жизнь ничего не стоит.
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Воспитание — лучший припас к старости.
Те, кто хорошо воспитывает детей, заслуживают большего уважения, чем те, кто их воспитывает; ибо они только дали им жизнь, те искусство жить хорошо.
Серьёзное разрушается смехом, смех — серьёзностью.
Добро для человека — это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.
Остроумие есть отшлифованное высокомерие.
Не может быть сомнения, что детей следует учить тем полезным вещам, которые действительно необходимы, но не всем вещам, ибо занятия делятся на свободные и несвободные; а маленьким детям следует сообщать только такие знания, которые будут им полезны, не опошляя их.
В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.
Мы восхваляем того, кто любит своих друзей.
Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.
Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот раб.
Для того чтобы испытывать страх, человек должен испытывать некоторую надежду на спасение того, за что он тревожится; доказательством этому служит то, что страх заставляет людей размышлять, между тем как о безнадежном никто не размышляет.
Риторика – это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.
Счастье есть смысл и цель жизни, вся цель и цель человеческого существования.
Аристотель меня дергает, как сосунок-жеребёнок свою мать.
Часто повторяемое действие становится природным свойством.
Мужество — первое из человеческих качеств, потому что это качество, гарантирующее другие.
…счастье не в удовольствии. В самом деле, было бы странно, если бы наша цель была забава, и если бы мы всю жизнь трудились и терпели лишения только для того, чтобы забавляться… Счастливая жизнь рассматривается как жизнь в соответствии с добродетелью. Это жизнь, которая требует усилий и не проходит в развлечениях…
Поэтому из всех способов приобретения богатства этот является самым неестественным.
Пустота возможна лишь как понятие в сознании человека: природа не терпит пустоты. Natura abhorret a vacuo
Принципы поступков — это то, ради чего они совершаются.
Счастье — это в основном состояние души.
Несчастье показывает тем, кто на самом деле не дружит.
…человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства,— либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек…〈…〉А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством.
Красота – это подарок бога.
Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь — благо по природе.
Матери больше любят своих детей, чем отцы, потому что они более уверены, что они их собственные.
Я достиг этого с помощью философии … Я делаю без приказа то, что некоторые вынуждены делать из-за страха перед законом.
Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.
Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.
Это признак образованного ума — умение развлекать мысль, не принимая ее.
Воспитание ума без воспитания сердца, это совсем не образование.
Толерантность и апатия, эти две последних добродетели умирающего общества.
Во всех вещах природы есть что-то чудесное.
Из ложных посылок можно вывести истинное заключение.
Человек может быть или выше, или ниже животного. Но он не может быть животным. Это — выпадение из природы.
Одни копят, словно должны жить вечно, другие тратят, словно тотчас умрут.
Мудрые люди говорят, когда им есть что сказать, глупцы говорят, потому что им нужно что-то сказать.
Совесть — это правильный суд доброго человека.
Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье прибежище.
Мудрость — это самая точная из наук.Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.
Счастье, по-видимому, заключается в досуге.
Воспринимать — значит страдать.
Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.
Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.
Память — писец души
Именно в наши самые темные моменты мы должны сосредоточиться, чтобы увидеть свет.
Счастье — это состояние активности.
Целое больше, чем сумма его частей.
Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.
В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.
Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия.
Скажи мне так, чтоб я тебя увидел.
Цель умозаключения — найти метод, при помощи которого можно было бы из правдоподобных делать умозаключение о всякой выдвинутой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение.
Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями.
Деньги предназначались для использования в обмен, а не для приумножения под проценты.
Начало есть более чем половина всего.
Философия может сделать людей больными.
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
Одна ласточка не делает лета, как и один прекрасный день, так и один день или короткое время счастья не делает человека полностью счастливым.
Лучший результат, который может выбрать для себя человек, — добиваться самого высокого результата, на который способен.
Недостаточно выиграть войну; важнее организовать мир.
Жизнь требует движений.
Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.
Чтобы руководить оркестром, нужно повернуться спиной к толпе.
Хвалить людей в лицо — признак лести.
Без друзей никто не захотел бы жить, хотя у него были все другие блага.
Умеющие перенести шутку и прилично пошутить (…) доставляют одинаковое удовольствие своему ближнему.
Надежда — это сон наяву.
Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.
Мудрец не стремится к удовольствию, он стремится к отсутствию страданий.
Однако нет никакой необходимости, если существует движение, признавать пустоту. Возможно также и уплотнение не путём вхождения в пустоту, а вследствие вытеснения находящегося внутри (например, при сдавливании воды находящегося внутри воздуха); возможно и увеличение не только за счёт вхождения в тело чего-нибудь, но и путём качественного изменения, например если из воды возникает воздух. Вообще же рассуждения об увеличении, так же как и о воде, налитой в пепел, сами себе противоречат: или ничто не увеличивается, или без тела, или два тела могут находиться в одном и том же .
Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому.
Любой может рассердиться — это легко — дать или потратить деньги; но сделать это правильному человеку, в нужном объеме, в нужное время, с правильным мотивом и правильным способом, это не для каждого и не легко.
Мы воюем, чтобы жить в мире.
Все люди должны стараться следовать тому, что правильно, а не тому, что установлено.


Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.
Жить — значит делать вещи, а не приобретать их.
Корни образования… горьки, но плоды сладки.
Великие люди всегда изначально меланхоличны.
Познание себя — начало всякой мудрости.
Ведь тому, чему мы должны научиться, прежде чем сможем что-то сделать, мы учимся, делая.
Ложь и истина не находятся в вещах, а в мыслях. Связь и разделение находятся в мысли, но не в вещах.
Ясность — главное достоинство речи.
Остроумен тот, кто шутит со вкусом.
Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.
Бездетные скорее разводятся: дети — это общее обоим благо, а общее благо объединяет.
Благодарность быстро стареет.
Самому любить лучше, чем быть любимым: любить – это некое действие, доставляющее наслаждение, и благо, а быть любимым не вызывает в предмете любви никакой деятельности. Тем не менее, люди из честолюбия предпочитают быть любимцами, а не сами любить, поскольку быть любимцем связано с каким-то превосходством.
Свободный человек — тот, который существует ради себя, а не ради другого.
Не хорошо многовластье: один да будет властитель.
Чем больше вы знаете, тем больше вы знаете, что вы не знаете.
Не любит тот, кто не любит всегда.
Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.
Человек по природе общественное животное; индивидуум, асоциальный по своей природе, а не случайно, либо недостоин нашего внимания, либо более чем человек. Общество есть то, что предшествует личности. Тот, кто либо не может вести общую жизнь, либо настолько самодостаточен, что не нуждается в ней, и потому не участвует в обществе, тот либо зверь, либо бог.
Быть смелым — значит считать далеким все страшное и близким все, внушающее смелость.
Единственное стабильное государство — это то, в котором все люди равны перед законом.
Все землетрясения и стихийные бедствия являются предупреждениями; в мире слишком много коррупции
Корни образования горькие, но плоды сладкие.
Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.
Дружба — это одна душа, живущая в двух телах.
Излишество в удовольствиях — это распущенность, и она заслуживает осуждения.
Политика — наилучшая [величайшая, важнейшая] из наук.
Секрет юмора — удивление.
Познание начинается с удивления.
Все льстецы — прихвостни.
Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь.
Все кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.
Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.
Злые поступки совершаются по доброй воле.
На вопрос, как ученикам преуспеть, он ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». Воспитание называл он лучшим припасом к старости.
Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.
Те, кто хорошо воспитывает детей, заслуживают большего уважения, чем те, кто их породил, ибо одни только дали им жизнь, другие же — искусство жить хорошо.
Разум — это одна из способностей человека.
Итак, если Бог всегда находится в том хорошем состоянии, в котором иногда бываем мы, то это заставляет нас удивляться; а если в лучшем случае, то это вынуждает еще больше. И Бог в лучшем состоянии. И жизнь тоже принадлежит Богу; ибо действительность мысли есть жизнь, и Бог есть эта действительность; и самостоятельная действительность Бога есть жизнь прекраснейшая и вечная.
Хорошая книга — та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно.
Для целей поэзии убедительная невозможность предпочтительнее неубедительной возможности.
Тот кто в восторге от одиночества либо дикий зверь, либо бог.
Таким же образом мы должны поступать и во всех других делах, чтобы главная наша задача не подчинялась второстепенным вопросам. Мы также не должны требовать причины во всех делах одинаково; в некоторых случаях достаточно, чтобы факт был хорошо установлен, как в случае с первыми принципами; факт есть первичная вещь или первый принцип.
Познание себя — это начало всей мудрости.
Счастье зависит от нас самих
Наш характер есть результат нашего поведения.
Таким образом, каждое действие должно быть обусловлено той или иной из семи причин: случайностью, природой, принуждением, привычкой, рассуждением, гневом или аппетитом.
Тело находится в лучшей форме между 30 и 35 годами.
Желающий добиться успеха должен задавать правильные предварительные вопросы.
Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.
Более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин.
Когда хорошее портится, оно становится особенно плохим.
Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.
Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.
Привычка — вторая натура.
Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.
Аристотеля попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: «Я подаю не нраву, а человеку».
Человек с чувством юмора — это и тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки.
Все люди по своей природе стремятся к знаниям.
Что такое друг? Единая душа, обитающая в двух телах.
Чтобы хорошо писать, выражайся, как простой человек, но думай, как мудрый человек.
Все люди хотят знания от природы.
Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время.
Из двух зол выбирай меньшее.
Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага.
Отличительной чертой образованного ума является способность развлекать мысль, не принимая ее.
В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья — это надежное прибежище.
Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.
Когда ему сказали, что кто-то бранит его заочно, он сказал: «Заочно пусть он хоть бьёт меня».
Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее — несправедливость — не часть порочности, а порочность вообще.
Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели.
Бедность порождает бунт и преступление.
Не способный к раскаянию неисцелим.
Государство есть совокупность граждан.
Пословица — сохранившийся обломок древней философии.
[В]поскольку то, что конечно, всегда ограничено по отношению к чему-то… необходимо, чтобы не было конца… [Ч]исло также кажется бесконечным, и математические величины, и то, что за небесами. А так как то, что за пределами, бесконечно, то и тело кажется бесконечным, и кажется, что существуют бесконечные миры; почему здесь скорее пустота, чем там? …Если также есть пустота и бесконечное место, то необходимо, чтобы было и бесконечное тело: ибо в вещах, обладающих вечным существованием, способность ничем не отличается от бытия. Спекуляции о бесконечном, однако, сопровождаются сомнением, ибо много невозможного случается как с теми, кто не признает, что оно имеет существование, так и с теми, кто допускает. … Это … особенно прерогатива естествоиспытателя — рассмотреть, существует ли чувственная бесконечная величина.
Для кого даже честь — пустяк, для того и все прочее ничтожно.
Благодарность стареет быстро.
Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.
Почему отец любит сына сильнее, чем сын отца? Потому что сын — его создание. Все бывают благосклонны к тому, что они сами создали.
Счастье — это довольство собою.
Бедность — мать революции и преступности.
Противоядие от пятидесяти врагов — один друг.
Желание дружить — дело быстрое, а дружба — медленно созревающий плод.
Время рушит вещи; все стареет под властью Времени и забывается по прошествии Времени.
У кого есть друзья, у того нет друга.
Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.
Страх определяют как ожидание зла.
Бог выше всякой добродетели, и не добродетелью определяется его достоинство, потому что в таком случае добродетель будет выше Бога.
Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.
Никогда душа не мыслит без образа.
Охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться; такая война по природе своей справедлива.
Ученик Платона, слава и гордость его Академии, признанный и отмеченный самим основателем и главою школы, Аристотель, достигнув научной зрелости и самостоятельности, выступил с критикой платоновского учения об идеях. Критика эта получила всемирную известность. С нескольких точек зрения — с точки зрения онтологии, теории познания, логики — Аристотель критикует центральное учение Платона. <…
Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
Мужество — это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается.
Тот, кто преодолел свои страхи, действительно будет свободен.
Достоинство стиля заключается в ясности.
Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.
Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия — лучших, чем существующие.
Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.
Энергия ума – это сущность жизни.
Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
Бедность порождает бунт и преступность.
Опьянение — добровольное сумасшествие.
Ни один великий ум никогда не существовал без примеси безумия.
Он лучший друг самого себя и наслаждается уединением, в то время как человек без достоинств или способностей является злейшим врагом самого себя и боится одиночества.
Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль.
Вся оплачиваемая работа поглощает и разрушает разум.
Природа ничего не делает бесполезно.
Про Александра:— Негоже царю присутствовать, отсутствуя.
Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок.
Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
Искусство завершает то, что не в состоянии завершить природа. Художник даёт нам возможность познать неосуществленные цели природы.
Обычно сокращается до «человек — общественное (социальное) животное»
Человек по природе — социальное животное.
Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.
Тела рабов сильны, так что они могут быть употребляемы на разные работы, необходимые в жизни, а тела свободных не согбенны и не способны на такие работы. Зато свободные люди годны для политической жизни…
Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека.
Корень учения горек, а плоды его сладки.

Все афоризмы для вас
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
ТЕПЕРЬ НАПИШИ КОММЕНТАРИЙ!x