Цитаты и афоризмы о художниках (280 цитат)

Художники — это творцы, чьи кисти становятся магическими палочками, превращающими пустой холст в удивительный мир искусства. Их вдохновение и талант создают произведения, которые заставляют нас видеть мир с новой перспективы и чувствовать эмоции, которые ранее были скрыты глубоко внутри нас. Художники — это люди, способные заставить нас увидеть красоту в самых обыденных вещах, они создают шедевры, которые становятся вечными символами времени и человеческих чувств. Их работа — это не просто картинки на холсте, это истории, рассказываемые без слов, это магия, которая заставляет нас верить в чудеса. Цитаты и афоризмы о художниках собраны в данной подборке.

Взгляните на огромный мир творения природы, и вы увидите, что в нём существуют законы, следуя которым можно воссоздать, стремясь не к внешнему сходству, а к сходству впечатления, все человеческие чувства.
Искусство — ложь, которая делает нас способными осознать правду.
Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Каждый акт творения — изначально — акт разрушения.
Нет ничего хуже, чем великолепное начало.
Одни видят, что есть, и спрашивают, почему. Я вижу, что могло бы быть, и спрашиваю: «Почему нет?»
Хорошие художники копируют, великие художники воруют.
Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу.
Я начинаю с идеи, а потом она становится чем-то еще.
Вдохновение существует, но оно должно застать вас за работой.
Хороший вкус — худший враг творчества.
Если бы мы могли избавиться от нашего мозга и пользоваться только глазами…


Твори в картине как в жизни — непосредственно.
Скульптура — это искусство ума.
Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие.
Если все время думать: «Я — гений», в конце концов станешь гением.
Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.
Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь.
Тот, кто не хочет подражать никому, ничего не производит.
Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет.
Боль проходит, а красота остаётся.
Было бы чересчур большой удачей наперёд угадывать то, что получится.
Иногда самые значительные вещи, открываются последними.
Истина в том, что в живописи, как и в других искусствах, нет ни одного, хотя бы самого маленького способа, который мог бы быть превращён в формулу.
Самая искусная рука, всего лишь служанка мысли.
Я убеждён в том, что картина должна быть приятной, весёлой и привлекательной, да, привлекательной!
Для меня, великий художник обязательно являет собой великий ум.
Искусство – это абстракция, извлекайте её из природы, фантазируя на её основе, и думайте больше о процессе творчества, нежели о результате.
Верно, чувствовать и полностью реализовать это чувство, вот что создаёт стиль.
Моделировать, нет, надо модулировать!
Нужно размышлять, глаза недостаточно, нужно размышлять.
Творить — значит выражать то, что есть в тебе.
Истинное применение искусства состоит, во-первых, в том, чтобы развивать собственную духовную природу художника.
Пролетят года, их будет много.
Многие уйдут в миры иные.
Но в картинах будет жить природа.
И художник жив.
Долгая жизнь и слепота — хорошая иллюстрация к теме «художник и время».
Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели.
Художник ведь, если это настоящий художник, тоже рожден для борьбы, для всех радостей и драм, положенных человеку.
Художник должен компенсировать естественные недостатки своего искусства. У него есть только одна фраза, которую нужно произнести, но один момент, чтобы проявить себя. Он не может, подобно поэту или историку, распространяться.
В своих портретах, как ни бился,
Добиться сходства он не мог.
Его детьми утешил бог, —
И в них он сходства не добился.
Настоящий художник — не то, что все остальные. Он может изменить мир.
— Мой эпиарх, стражник спит. А я… Я знаю, что ты невиновен.
— Знаешь? Откуда?! — Эпиарх резко вскинул голову. Это было так красиво, что рука художника невольно дёрнулась сделать несколько штрихов, но Диамни помнил, зачем пришёл.
— От тебя самого. — Диамни встал на колени рядом с узником и принялся сосредоточенно расправлять шкуры. — Я рисовал все три дня на суде… Я, как и все, верил в твою виновность. Улики были неопровержимы, но мои руки делали своё дело. Сегодня я показал свои рисунки мастеру, и он сказал, что ты невиновен. Я подумал, что ослышался, но учитель приказал мне смотреть на твоё лицо пять минут. Когда мастер перевернул часы, я понял, что он прав. Мой эпиарх, ты не насильник и не палач… Я не знаю, как вышло, что всё указывает на тебя, но это ложь.
… Писатель и художник пользуются разными средствами, но выражают одну и ту же мысль.
Выдающихся художников понимают только следующие поколения.
Все неизменяемое для меня становится пределом, а всякий предел — ограничением. Брак есть гражданская, физическая, а в огромном количестве случаев и духовная необходимость. Человечество подчинено необходимости; но всякая необходимость связана с правами. Личность может уклониться от необходимости, если имеет достаточно сил для того, чтобы путем самопожертвования отказаться от прав; в этом — ее свобода. Я могу все, но только не то, что я должен. Это отчасти заложено в моей природе, отчасти в природе художника вообще. Когда талант женится, то это всегда чудо, равно, как если другой человек не женится. Прими за высшее доказательство моего уважения к тебе то, что я раскрываю перед тобой эту темнейшую сторону моего «Я»; страшно и опасно, когда человек спускается к первооснове своего существа; он хорошо сделает, если никогда не будет касаться ее, ибо там, внизу, его стерегут мрак и безумие.
Желтые капельки — солнечных бликов
Теплые пятнышки, счастья и лета.
Тихая нежность будет разлита
В розовых, как облака на рассвете.
Капли зеленые свежесть вобрали —
Листья и травы на влажной земле.
Капли прозрачные — капли печали,
Слезы дождя на холодном стекле.
Капельки алые — бусинки крови
Я соберу под израненным сердцем;
Капли молочные — те, что покроют
Теплые губы грудного младенца.
Синие капли разбрызгает море
В память о чайках, свободе и ветре.
Черные капельки выплеснет горе:
Капельки страха, капельки смерти.
Я для тебя нарисую картину
Тонкою кисточкой на полотне;
Может, я плохо рисую, прости,
Но рисовать очень хочется мне.
Я не владею изяществом линий,
Мне не смешать краски в правильный тон;
Что если я нарисую картину
Из маленьких капелек разных цветов?
Мой дед был классным художником. Он какое-то время расписывал храмы, еще в советское время. И вот однажды его вызвали в райком и говорят: «Как это вы, атеист, комсомолец, можете таким заниматься?». Он очень просто ответил, что есть только два варианта: либо разрушать храмы, либо восстанавливать.
Те художники, которые изображая изящных созданий в цвете жизни, стремятся придать изображенному предмету более обаяния и изящества, заимствовав их из собственного свободного воображения, уродуют свое творение, будучи не верны своей модели, а посему они отходят в равной степени от истинной красоты. Наш Брейгель свободен от этого «недостатка».
— Это — музыкальная шкатулка. Папа подарил мне её на день рождения, он сам её разукрасил.
— Значит, ваш отец — тоже художник?
— Он мечтал быть художником, но семья не одобрила, он стал юристом. Смешно, но я никогда не слышала, чтобы он вёл какое-нибудь дело. Он ходит в клуб, но не в контору. Я не знаю, чем он занимается.
Я художник, подумал Дигби Финчли, а художник — это творец. Творить — значит быть богоподобным, и я буду таким. Я буду богом в моем мире и из ничего сотворю все, и все мое будет прекрасным.
Целостной моделью жизни владеет именно художник. Он носитель народного опыта, народной мудрости, народных традиций.
В большом художнике – все. Всё, что есть в искусстве.
На современное искусство смотреть тошно. Если подумать, есть люди гораздо талантливее его, вот у меня по-соседству художник работает в крошечной студии, он такие штуки рисует! Я вас познакомлю, он очень милый. А вот здесь все дело в том, как себя продать, все остальное не в счет.
Художник Антон Хиршиг, сосед Ван Гога, с которым тот никогда не общался, как и с остальными художниками, квартирующими в Овере, позднее вспоминал «его дикие безумные глаза, в которые никто не осмеливался взглянуть».
Если бы знаменитые художники прошлого жили в наше время, возможно, появились бы шедевры со следующими названиями.
— Вы сказали, что у меня талант…
— Для художника одного таланта мало. Нужно работать денно и нощно, чтобы стать художником… раствориться в искусстве. Знаешь, насколько это одиноко? Но даже в полном уединении сложно создать что-то стоящее!
— Простите, я не…
— Хочешь совета? Получай! Правда в том, что никто не может тебе помочь! Нужно сделать всё самой, как сделал я!
Мы шли к фонтану — эпицентру местной жизни, и тут какая-то немолодая пара остановилась, бесцеремонно на нас уставилась. Роберт обожал находиться в центре внимания. Он ласково сжал мою руку.
— Скорее, сфотографируй их, — сказала женщина своему озадаченному мужу. — Они наверняка художники.
— Тоже скажешь, «художники», — отмахнулся муж. — Просто дети какие-то…
Способность художника к перевоплощениям определяет продолжительность его творческой жизни.
у художника нет боли
нет мозгов
нет рамок
Настоящая причина, по которой столь многие художники занялись политикой, «служением» чему-либо и т. д., заключается в том, что они кинулись на поиски порядка, хоть какого-нибудь порядка, который защитит их от яда, вливающихся в них, когда враг произносит слово «художник».
— Будь паинькой, скажи, есть ли здесь поблизости красивые девушки?
— Неужели ты испытывал недостаток в них за границей?
— Разумеется, нет. Но я привык, чтобы у меня повсюду… Не забывай, что я художник. Моя душа должна постоянно… должна постоянно… постоянно восторгаться.
Я хочу работать, больше ничего. Работы!
Мне кажется, что это просто месть посредственности, которая пробилась к руководству. Ведь посредственность ненавидит художников, а наша власть сплошь состоит из посредственности.
художник — не человек
на самом деле у художника нет прав
художник — лишь направление
художник — лишь лучик света
У художника нет жизни, нет жены, нет здоровья
У художника нет размера, нет места, нет богатства
У художника нет дыхания, нет клыков, нет головы
У художника нет дома, нет души, никого
Художник в принципе — это обслуга. Если говорить грубо. Когда я называю художника обслугой, это ни в коем случае не является унизительным. Конечно, у художника есть иллюзия свободы. Но любую работу отличает достоинство человека, который ее делает. Дворник может иметь гораздо больше достоинства, чем какой-нибудь министр. Вопрос в личности.
Закаты на Паитруме были невероятны. Влюблённые часто шутили, что небеса каждый вечер разрисовывает густыми масляными красками безумный художник, неспособный остановиться. Смешивая самые яркие и насыщенные краски, он в итоге делает небеса очень тяжёлыми и вязкими. Недовольный своей работой, безумный художник постоянно добавляет всё новые и новые цвета. Вот быстро садится солнце. Через мазок — наступивший вечер стремительно сменяется глухой чёрной ночью.
Легенды входят в историю не потому, что похожи одна на другую, а потому, что отличаются друг от друга. Мастером становится художник, который делает чужие легенды понятными нам.
Чем больше будет художников, которые рисуют не для услаждения глаза и укрепления веры, а ради денег и собственной славы, тем чаще мы будем сталкиваться с непотребством, назыаемым стилем и подписью.
Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником.
Когда, трудясь над картиной на мифологический сюжет, художники заставляют позировать для Венеры и Цереры девушек из простонародья, выполняющих самую черную работу, то это вовсе не кощунство: они только прибавляют, возвращают им свойства, атрибуты божественности, которых они были лишены.
Роль художника состоит не в том, чтобы силой навязать материалу свой замысел, а в том, чтобы помочь материалу заговорить и на языке этого ожившего материала выразить собственные чувства.
И в дому любом ты встретишь в красном западном углу
Ослепительное зрелище помутнения уму –
Намулёвану Малевичем мировую пустоту.
Однажды я подошёл к художнику по дереву, который рисовал арабески. Он так нежно и искусно водил кистью, что я засмотрелся.
— Откуда вы? Где вы научились этому? — спросил я его.
— Здесь и научился. А узоры привёз из моей далёкой страны. Я из города соловьёв, из Кабула.
Как бы выразить, как бы вдохнуть в рисунок то, что так полно, так трепетно живет во мне, запечатлеть отражение моей души, как душа моя — отражение предвечного бога!
— Художнику нужна муза…
— Еще раз назовёшь музой, оставлю без ног… Ясно?
— Ясно…
Свободный художник творит без договора.
Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках.
Художник — феникс, ему нужно сгореть, чтобы вновь воспрянуть.
У любого, будь он дворником или фермером, есть шанс стать художником, если он развивает собственные навыки без каких-либо ограничений.
Я вспомнил то, что сам недавно говорил: «Ведь я художник. Форму блюд воспроизвести могу, а объяснить их содержание – нет».
Вряд ли нужно доказывать неопровержимый и очень горький факт, что так устроен художник — его ранят чужие мнения.
Быть художником… Без горького, постоянного труда не бывает художников…
Для мысли художника нет ограничения ни временем суток, ни временем года, ни расстоянием.
Друг мой, Пигмалион — художник,
Он себе Галатею сделал —
Грудь и бедра с матовой кожей,
Дышат жизнью детали тела.
Он влюбился в творенье это,
Позабыв про возраст и сроки…
У творений вечное лето,
А состарился он одиноким.
В тяжелые моменты он будто покрывал раны своей души не бальзамом, а плотным слоем красок, не давая сердцу разбиться.
Сказать художнику о недостатках проще, чем его натурщице.
Только когда он больше не знает, что делает, художник может сделать что-то хорошее.
Нико был истинный художник, художник, что называется, от Бога, а это значит, что он всегда жил чем угодно, но только не головой. Не ум, не логика, а что-то другое, чему пока еще, к сожалению, никем не найдено подходящего названия, двигало им в его поступках и перемещениях по жизни, и оно же, это другое, двигало его рукой, когда он брался за кисть.
Дело художника — восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы.
Искусство – это не общность целей и не благородная миссия. Это выражение души художника, его индивидуальности, его титанического стремления возвыситься над обыденностью, сказать новое слово, извлечь неожиданный, загадочный, яркий самородок из-под смутных наслоений нашего бытия, заметить бесконечное в повседневном – настоящее искусство снисходит на нас как счастливое откровение, воспламеняет всё наше существо!
С моей точки зрения, художник — зеркало действительности, и от себя он добавляет ровно столько, сколько нужно, чтоб сделать её более отчетливой. Он не вправе искажать и подтасовывать её ни для того, чтобы повеселить нас, ни для того, чтоб вызвать наши слёзы, иначе мы потеряем к нему доверие, книга станет для нас пустой, незначащей забавой и самые замечательные цели потеряют смысл.
Привычка — смерть для художника.
Свет тут — требует тени там.
Любовница — непременная принадлежность жизни всякого начинающего художника в Париже. Человека, у которого есть любовница, уважают его собратья.
Будь я художником-абстракционистом, я тоже мог бы изобразить курицу посредством треугольника и нескольких точек, но бульона куриного из этого не сваришь.
… Боттичелли страдал плохим рисунком, а у Рубенса часто не соблюдены пропорции. Но в оригинале эти изъяны совершенно не имеют значения. И всё же имитатор никогда не воспроизводит их: он не осмеливается, он слишком старательно всё делает. Имитатор работает с мелочной тщательностью, которую истинный художник в порыве созидательного труда никогда не соблюдает. И вот вам: невозможно воспроизвести то чувство, ту самобытность, которыми обладает оригинал.
Кроме того, они выполняли для меня ту же роль, какую играет в скороварке клапан, не позволяющей ей взорваться. Я был художником-геем, притворявшимся «нормальным» бизнесменом — одного этого хватило бы, чтобы свести с ума и человека со здоровой психикой. А если ещё и заставить его жить с людьми, подобными моим родителям, ему осталось бы либо рисовать плакатики, либо покончить с собой. Я выбрал плакатики.
Бог для меня скорее художник, чем судья.
Я б написал тебе поэму, я б написал тебе портрет.
Жаль, что я вовсе не художник, жаль что я вовсе не поэт.
представление о художнике как о мистическом путешественнике. Как о том, кто уходит в мир, невидимый для других, а затем возвращается, чтобы рассказать о нем.
Художник должен быть голодным.
В художке не учат, что нельзя никому говорить о своем желании стать художницей. Никому. Никогда. Просто, чтобы ты знал: до конца твоих дней люди будут тебя изводить, напоминая, что в юности ты рисовала.
Лишь художнику подвластна эта мощь,
Сотворить из грез и красок воплощенье красоты.
И вдохнуть крупицы жизни в эту ложь.
Передо мною, как перед художником, Война, и я ее бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но бью с размаху и без пощады.
Картина – это не пропорции и степень реалистичности, это, прежде всего, выбор – выбор ракурса, выбор сюжета и выбор подачи. Но самое главное – выбор истории, которую она заставляет зрителя пережить.
Художника рождают исключительные обстоятельства, они глубоко родственны болезненным явлениям и связаны с ними; так что, видимо, невозможно быть художником и не быть больным.
Мне всегда страшно нравились слова Доре: «У меня терпенье вола». Я вижу в них что то хорошее, определенную убежденность и честность; короче говоря, в этих словах заложен глубокий смысл, они – изречение подлинного художника. Когда думаешь о людях, из чьего сердца выливаются подобные слова, вся болтовня о «природной одаренности», которую так часто слышишь от торговцев картинами, кажется мне мерзким карканьем. «У меня терпенье» – как сдержанно и достойно это звучит! Такого торговцы картинами никогда не скажут, даже если не все, что они говорят, походит на воронье карканье. «Я не художник», – как можно так жестоко отзываться о самом себе? Разве нельзя стать терпеливым, разве нельзя научиться терпению у природы, видя, как медленно созревает пшеница, видя, как все растет? Разве можно считать себя настолько мертвым, чтобы допустить, что ты уже никогда не будешь больше расти? Разве можно умышленно препятствовать собственному развитию? Говорю все это для того, чтобы объяснить, почему разговоры о том, одарен ты или нет, кажутся мне такими глупыми.
Величайшая цель для художника – оставить после себя свою работу, чтобы ею наслаждался весь мир. А если это его работа ещё сбособна изменить мир, то о большем он и мечтать не смеет.
Плохой художник тот, кто рвется пополам
Меж мастерской своей и барскою прихожей.
Чтобы понять, что хочешь нарисовать, надо начать рисовать.
Прошлой ночью мне приснилось, будто бы я решил, что из моей картины все-таки ничего не выйдет, и выбросил ее. Но кто-то подобрал картину, вставил в прекрасную рамку и повесил на стену. Потом вижу, будто я стою перед своей картиной в полном одиночестве и думаю: «Вот я и стал признанным художником! До чего же это приятно! Уж если мою картину повесили на стену, то она и вправду, наверное, хороша». Но ночь прошла, рассвело, и с первыми лучами солнца я понял, что по-прежнему бездарен.
Я лечил его. Он был сложным пациентом. Он видел реальность слишком ясно. Неисправный механизм отрицания, не сумевший заблокировать ужасные истины существования. В конце концов, его неспособность оттолкнуть ужасные факты «бытия в мире» сделала его жизнь бессмысленной, или, как сказал один великий голливудский продюсер: «Слишком много реальности — это не то, чего хотят люди». Сэнди Бейтс страдал депрессией, характерной для многих художников в среднем возрасте. В моей последней статье для «Психоаналитического журнала» я назвал ее «меланхолия Озимандии» [Ozymandias Melancholia].
Я надеюсь, что проживу достаточно долго и мне удастся создать такое творение, чтобы в конце дней своих я мог сказать: «Да, вот к чему творческая жизнь приводит художника».
Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него, —
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.
Увы, русский художник интересен миру только как *** в плену у ФСБ. От него ждут титанического усилия по свержению режима, шума, вони, звона разбитой посуды, ареста с участием двадцати тяжеловооруженных мусоров и прочей фотогеничной фактуры – но, когда он действительно свободен, идти ему особо некуда. Мировой ***е он уже не нужен. Больше того, он становится для нее опасен – и она делается невероятно далекой и обжигающе-холодной…
Лишь после долгих лет подготовки молодой художник имеет право обратиться к Цвету. К Цвету, конечно, не как средству внешнего описания, а как средству Духовного выражения.
По-моему, самое важное чувство для художника — это не иметь чувства масштаба. Сбрасывание традиционных мер, пространство должно быть инстинктивным, в крови.
Личность художника с отвращением относилась к его творениям, как и они к ней.
Искусство представляет собой высочайший пример образованности, и художник обязан быть примером. Он должен быть моделью равновесия и силы.
Меня одолевают совсем другие мысли. Что поделаешь, жизнь художника тяжела, иллюзии и разочарования, думаешь, что ты мастер в своем ремесле, а на самом деле всем управляют эти чертовы кисти, которые ведут себя как им вздумается. Впрочем, ведут себя так не только они…
Пересказывая случаи из жизни, ты больше похож на фотографа, чем на художника.
Творчество некоторых художников основано на принципе ярмарочного калейдоскопа: берут немного осколков цветного стекла и зеркальце и встряхивают всё это, получая случайные иллюзорные комбинации.
Мало кому удается превратить любимое занятие в профессию. Тем более художнику. Ведь искусством сыт не будешь, говорил девочке отец. А нужно иметь твердую почву под ногами, иначе этот безжалостный мир сломает тебя в одно мгновение, даже не задумываясь.
Не могу тебя видеть в таком состоянии! Ты же болен! Ты потеешь и дрожишь всю ночь. А теперь посмотри, к чему это тебя привело: — Заперся в мастерской, как и всегда. Прекрати нести эту чушь об «измученном художнике»!
Настоящий художник должен рисовать на Пьяцца Навона!
— Я тут купил кое-что, Беатрикс. Зашёл в книжный магазин и купил вот это за хорошие деньги. Хью Уитфорд пристал ко мне в клубе и полдня болтал без умолку, он вечно трясёт челюстью, купил 3 твоих книжки своей внучке, да ещё отправил с кораблём друзьям в Бомбей. Вскоре все рассказывали, что купили книгу, которую написала моя дочь. Я подумал, что и мне пора её купить, я пошёл прямо в Хэтчерс и заплатил за неё шиллинг.
— Я бы тебе её дала.
— Я хотел купить её. Как и все другие. Я должен извиниться перед тобой. Когда ты показывала мне свои рисунки, я видел лишь девочку, которая хочет услышать мои замечания, но ты больше не та девочка. Ты — художник. Подлинный художник. Я был бы горд услышать такое про себя, но теперь я горжусь тобой, Беатрикс.
Всякий урок прекрасного — поединок, где художник испускает вопль ужаса, перед тем как упасть побежденным.
Художник — одинокий волк. У него свой особый путь. И если стая изгоняет его, ему это во благо. Неумеренные хвалы обожающей родни начинаниям, которые, в лучшем случае, свидетельствуют лишь о задатках способностей, ему лишь во вред: если он поверит, что его работы хороши, у него не будет стимула работать лучше. Самодовольство — смерть для художника.
Призвание художника — озарять светом глубины человеческой души.


По всей видимости, художник действует наподобие медиумического существа, находя в лабиринте по ту сторону времени и пространства свою дорогу к просвету.
Наслаждение красивой мыслью не сравнимо с радостью ее выражения. На самом деле практически невозможно удержаться от выражения идей. Мы только инструменты в руках более мощной силы. Мы создаем с чьего-то разрешения, по чьей-то доброте душевной. Никто не создает только от себя в одиночку. Художник — прибор, регистрирующий нечто уже существующее, нечто, что принадлежит всему миру, и если он художник в действительности, он обязан это нечто миру вернуть.
Широкая публика познает прелесть, очарование, познает явления природы через шаблонное искусство, медленно, но все же доходящее до ее сердца, — в противоположность оригинальному художнику, который прежде всего отметает шаблоны.
Но художник воплощает собственное эмоциональное видение в реальность, поскольку «реальность» — это все обстоятельства всех людей, и он испытывает желание показать, что это для него означает.
Чем больше ты становишься художником, тем сложнее продать свои работы.
Нравится картина, не надо знакомиться с художником.
Дыгало: — Это ты что ли художник?
«Джоконда»: — Так точно, товарищ старший прапорщик.
Дыгало: — А что ж ты сюда поперся-то, сынок? Сидел бы на гражданке, рисовал бы голых баб или цветочки в горшочке.
«Джоконда»: — Видите ли, товарищ старший прапорщик, если верить доктору Фрейду, любое художественное творчество — это сублимация подсознательных инстинктов человека, в том числе, инстинкта насилия. Впрочем, вы можете с этим не согласиться, так как советская наука не признает буржуазного учения доктора Фрейда.
Каждый художник — это самовлюблённый, эгоманиакальный фашист.
Быть пораженным вдохновением — это истинная судьба художника.
Настоящему художнику предстоит громадный труд — закричать миру громко, во всеуслышание всё то, что скажет о нём история, поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу и заставить каждого сказать, что он увидит свой портрет, и тот только будет истинным историческим художником, кто, оставшись верен своему идеалу и началу всего изящного в природе, покажет расстояние, отделяющее начало от его проявления.
Искусство для того, чтобы доставить человеку эстетическое наслаждение и в некотором роде есть школа для развития нравственности человеческой. Напрасный труд утверждать, что искусство стоит выше или даже наравне с действительностью. Многочисленны, разнообразны красоты жизни (действительности), природа неистощима в материале развития души. Спрашивается, зачем же художник? Многочисленные красоты природы не всякому доступны, находятся иногда в таких закоулках жизни, что нужно зеркало, чтобы найти и отразить эти красоты. Человеку с материальным взглядом на жизнь трудно самому постичь хотя частицу, даже трудно разобраться, отличить красивое от некрасивого, грязного и так далее. Художник же — человек, который обладает такой душой, способный не только воспринять идеальное из жизни, но и отразить ясным, понятным для каждого намеком. Эти намеки и есть частицы из природы, выбранные и сплющенные в ту идею, какой задался творец. Она ясна, понятна, способна оставить то самое впечатление, какое почувствовал поэт из жизни, давшей ему эту идею.
Изобразительное искусство развивается: художники эпохи Возрождения рисовали женщину обнажённой, современные рисуют её голой.
— Ты участвовала в профессиональной художественной выставке.
— Я недавно узнала, что это не моя заслуга.
— Это имеет значение, только если ты не веришь, что достойна этого.
Люди, которые не любят искусство — никогда им не занимались.
Искусство – не одномерный слепой отпечаток нашей мерзости, в которой мы существуем.
Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом.
Настоящие художники производят продукт.
– Знать, чего хочешь – это половина победы. Многие живут, не зная, что им нужно. Всё гораздо проще, когда знаешь, что ищешь.
– А чего ищешь ты?
– Я всегда хотел быть художником. Возможно, когда-нибудь мои работы будут выставлены.
– А я всегда хотела встретить художника.
– Почему?
– Не знаю. Думаю, это связано с их способностью видеть во всём красоту, потом поймать её и повесить на стену, чтобы все увидели. Это романтично.
— Вы художник?
— Нет, художник ищет баланс между своим внутренним миром и миром внешним, а я… просто рисую платья для женщин, которые много за них заплатят. Я создаю принцесс.
Я стал художником, делил
Жизнь безалаберной богемы,
Карандашом я выводил
Узор на заданные темы.
Какое качество роднит художника и снайпера? Дотошность. Цвет выбивается из общей гаммы. Тень неизвестно откуда взялась… А этот объект сюда мог вписать только бездарь. Разница лишь в цели. Моя — живая.
Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь! Когда поймете, что у вас уже все хорошо получается, попрактикуйтесь еще. Не старайтесь быть хорошим художником – вы должны стать лучшим! И только постоянная практика сможет помочь вам в этом.
В детстве, мой отец сказал мне, что чтобы быть хорошим художником, надо научиться рисовать. Он был прав! Выучи правила, чтобы знать, как их нарушать.
— Ну, голландцы микроскоп изобрели, — сказала она. — Они были ювелирами, шлифовальщиками линз. Они хотели, чтобы все было подробнее некуда, потому что даже самые крошечные вещи что-нибудь да значат. Когда видишь мух или насекомых в натюрмортах, увядший лепесток, черную точку на яблоке — это означает, что художник передает тебе тайное послание. Он говорит тебе, что живое длится недолго, что все временно. Смерть при жизни. Поэтому-то их называют natures mortes. За всей красотой и цветением, может, этого и не углядишь поначалу, маленького пятнышка гнили. Но стоит приглядеться — и вот оно.
Абсолютное здоровье вовсе не лишает возможности быть творцом, художником. Напротив, абсолютное здоровье — это идеал для искусства. Только тогда искусство может быть полноценным.
Для художника-творца нет ничего сложнее, чем нарисовать розу, ведь сперва он должен забыть о всех розах, нарисованных раньше.
В художнике ценят не только творчество, но и его протест против условностей. Он должен быть воплощением свободы.
Мир воображения доказал, что обладает гораздо большей силой, чем реальный мир. Какое счастье быть художником!
— Я величайший художник в мире!
— Черт возьми…
— Хорошо сказано.
Иногда я думаю, что художники похожи на охотников, которые целятся в темноту. Они не знают, какова их цель и кого они поразят.
Мнение художников о нас обычно совпадает с нашим мнением об их произведениях.
Сколько стихов написано как бы вне словаря. И ритм отчетливый, и мысли неглупые, и рифме позавидуешь, а словарь приделан, как штукатурная колонна к кирпичному фасаду. Настоящего же поэта словарь часто сам ведет, и он не смущается, что написал стих, которого и не ожидал. Сердце подсказывает — так хорошо. Но сколько художников полагает — ничего, зритель — дурак, и так пройдет. И проходит. Все проходит. А Суриков не проходит, Врубель не проходит. Сверхъестественно тончайший Леонардо не проходит, сверхъестественно грубейший Ван Гог не проходит. Искренность не проходит. Она навеки.
Возвышенность замысла показывает нам душу художника.
… идеал учёного — тщательная изоляция рассматриваемого им явления от мира собственных переживаний, очистка объективных фактов и выводов от субъективных эмоций. Идеал этот чужд художнику. Можно сказать, что человек тем в большей степени является учёным, чем лучше умеет подавлять в себе человеческие порывы, как бы заставляя говорить своими устами саму природу. Художник же тем более является художником, чем сильнее навязывает нам самого себя, всё величие и ничтожность своего неповторимого существования. Мы никогда не встречаем столь чистых случаев; это свидетельствует о том, что реализовать их полностью невозможно: ведь в каждом учёном есть что-то от художника, а в каждом художнике — кое-что от учёного.
Видите ли, художника отличает то, что в его жизни бывают минуты, когда он ощущает себя больше чем человеком.
Проблема не в художниках, а в публике. Не для кого стало записывать музыку, снимать фильмы. Единственное, в чём наш мир нуждается в художественном смысле — это в хорошей публике. В людях, которые действительно хотят смотреть фильмы, хотят слушать музыку, в тонких, восприимчивых людях. Ты можешь быть настолько хорош, насколько хороша твоя публика. Но где она?
Я всегда хотел быть художником, даже когда снимал. А теперь приоритеты изменились. Мечтаю стать Слабительным. Чтоб принял и сразу чувствуешь. Быть Свободным Художником – это пробирать до костей.
Для художника нравственная жизнь человека – лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств.
И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня. Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь!
Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации…
Когда японцы говорят, что керамист учится у глины, резчик учится у дерева, а чеканщик — у металла, они имеют ввиду именно это. Художник уже в самом выборе материала ищет именно то, что было бы способно откликнуться на его замысел.
Торговля предметами искусства — вообще ремесло для людей с нечистой совестью. Мы зарабатываем деньги, которые, собственно, должен был бы заработать художник. Ведь мы получаем за те же произведения во много раз больше, чем в свое время их создатель. Когда речь идет об антикварных вещах или о предметах прикладного искусства, все это еще не так страшно. Страшно бывает с «чистым искусством». Вспомните Ван Гога. За всю свою жизнь он не продал ни одной картины и жил впроголодь, а сейчас торговцы наживают на нем миллионы. И так было испокон веку: художник голодает, а торговец обзаводится дворцами.
Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Художник должен быть голодным,
Поэту надо не давать…
— Она Вам понравилась. Вы рисовали её не раз.
— У неё красивые руки. Видите?
— У Вас, наверно, был роман с ней.
— Нет-нет, только с её руками.
— Кто автор?
— Какой-то Пикассо.
— «Какой-то Пикассо»… он ничего не будет стоить, поверь мне.
Разговоры об искусстве почти бесполезны. Труд художника, которым он достигает прогресса в своём деле, есть достаточное вознаграждение за то, что дураки его не понимают.
Каждый художник делает этот мир своим собственным, и таким образом возвышает его. Тем самым возвышает и нас, расширяя угол обзора.
В восемнадцать лет все хотят быть художниками.
— Я хотел быть художником.
— Художником? Все эти бредовые фантазии, от привилегированной и богатой жизни, которую я тебе обеспечил.
— С какой целью? Ты дал мне образование, открыл мне величайшую красоту, а теперь хочешь, чтобы я провел жизнь, занимаясь деньгами и политикой?
— О, нет-нет, не усмехайся. Благодаря деньгам и политике, стала возможна та красота, которой ты столь восхищаешься.
Настоящему художнику жестокость противопоказана.
— У меня нет такого кадыка!
— Согласен, Валентин, я преувеличил, но художник должен фантазировать.
— Только не с моим кадыком!
И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. И начинать статью о нем надо со слов «я люблю». Это очень точные слова, и они сразу ставят все на свое место. Так вот — я люблю…
Жажда наживы не создала еще ни одного художника, но погубила многих.
Если у художника нет внутреннего мира, он изображает объективную реальность.
— … художник – это человек, который слишком поглощен тем, что видит его глаз, а потому не может найти в себе силы для всех остальных дел.
Тот, кто знает только свое ремесло и ничего больше, способен быть лишь очень поверхностным художником.
Люди познают жизнь такой, какой ее увидел художник.
Всем художникам задают вопрос: Откуда вы берете идеи? Честный художник отвечает так:
Я их краду.
Ни один художник не должен заботиться о том, чтобы снискать похвалы или хотя бы одобрения своих коллег. Его работы должны прежде всего удовлетворять его самого.
Великий художник не ведает правил, он создает их.
Я считаю, что искусство писателя, как и искусство художника, заключается в умении выбрать: задать нужные рамки, определить самый выгодный для описания момент, уметь сказать многое малым.
Миллионы художников творят, только несколько тысяч из них вызывают обсуждение или приятие зрителей, и ещё меньшему числу будет посвящено внимание потомков.
Настоящий художник не меняется со временем. Истинный художник уже намного опередил свое время.
Ее имя — Джан Ми. Ей 23 года. Я не знаю точно, сколько мне лет, но кажется, она примерно моего возраста…. не верю. Она любит выращивать розы и есть их. Она художница. Вроде она считается одним из лучших современных художников в своей студии. В это я тоже… не верю.
… цель личной выгоды у художника убивает всякое произведение искусства.
Живопись для художника — пластическое событие. Это имеет отношение и к фотографии с ее способностью извлекать из потока времени пластические драмы и комедии. Такими «событиями» и занимается композиционная фотография.
Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях.
Задача художника – выстроить порядок из хаоса. Собираешь детали, ищешь общую линию, организовываешь. Придаешь смысл бессмысленным фактам. Выкладываешь головоломку из кусочков окружающего мира. Перемешиваешь и реорганизуешь. Комбинируешь. Монтируешь. Свинчиваешь.
Мир художника безграничен. Его можно найти далеко от места, в котором он живет или в нескольких футах. Хотя он всегда на пороге своего дома.
Порой память художника творит лучше, чем сама реальность.
Для меня великий художник обязательно являет собой великий ум.
Благоприятные условия? Их для художника нет. Жизнь сама неблагоприятное условие.
Настоящий художник не показывает свою работу незавершенной.
Художник, который судит о другом виде искусства, обычно судит по собственному опыту, то есть неверно.
Только в искусстве свобода не иллюзорна. Только художник может вернуть людям чувство свободы после этого потрясения.
Жаль, я не художник. Хорошо художникам, они умеют из своих проблем сделать искусство!
Бывает, что художник увлечётся, и кисть нарисует что-то совсем неожиданное. Так причуды вдохновения могут удивить и создателя, и зрителей.
Да, ни один художник, теперь я это хорошо понимаю, не может быть удовлетворен, если его произведение воспринимает лишь он один. Помимо всего прочего, существует вполне естественное стремление к признанию, и от этого никуда не денешься.
Мне даже кажется, что она малость чокнутая, ну да это неудивительно: Мириам у нас — художник…
Настоящий художник производит вещи, которые не нужны людям. Но он чувствует, что дать их людям — это его призвание.
Лишь одни художники умеют видеть!
Мне часто приходит в голову, что искусство в гораздо большей степени скрывает художника, чем раскрывает его…
Полагаю, что художник без техники — младенец в искусстве и, в конце концов, не может даже называться художником. Но и художник без идеи — букет без запаха, фрукт без вкуса. Продолжаю думать, не в укор будь сказано, что чем выше художник образован и развит, тем более интересные произведения проходят через его просвещенное сознание.
Люди, среди которых отныне мне хочется быть, — это художники и те, кто страдал: те, кто познал Прекрасное, и те, кто познал Скорбь, — меня больше никто не интересует.
Вместилище эмоций — вот что такое художник.
… предназначение настоящего художника — вырваться за пределы самого себя и своих возможностей. Тот, кто желает малого и доступного, не преуспеет в жизни.
Самая лучшая похвала художнику — сказать, что его работы вызывают желание взяться за кисть.
— Погляди, сколько у этой скамейки ног? — вдруг сказала мама.
Ася взглянула. Вообще-то было, без сомненья, четыре, но Ася видела сейчас две и казалось, что больше нету.
— Две, — сказала Ася.
— Вот именно, — чему-то обрадовалась мама. — Художник может увидеть у лошади две ноги. Или, например, восемнадцать. И все будет правда. Все зависит от точки зрения. От собственного глаза.
Ася поняла, что мама, вообще-то, не с ней сейчас разговаривает. Может, сама с собой? Но Асе все равно было приятно вот так равноправно и не спеша беседовать со своей мамой, поэтому она возразила солидно:
— А скажут, что у лошади четыре ноги!
— Могут сказать, — вздохнула мама, подумав. — Но художников, кстати, это никогда не останавливало…
Если душа загружена делами — ты не художник.
Великим художник становятся, победив в себе романтика.
Каждый ребёнок — художник. Проблема в том, как остаться художником, став взрослым.
Но только настоящему художнику по силам создать такую пустоту, в которой звезда загорится сама собой.
Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля.
Бог — такой же художник, как другие художники.
Когда муза покидает художника – он начинает ее ненавидеть. Поэтому никогда не говорите художнику, что все зависит он него. Иначе он прострелит себе голову.
Если ты — истинный художник, ты отдаёшь себя творчеству целиком, без остатка. Ни малейших уступков, иначе ты не художник.
Знаете, что самое обидное? Что работы больного или мертвого художника поднимаются в цене… а памятник при жизни ставят только за очень большие деньги. Потому как пока ты жив – ты можешь объяснить свои работы. А творчество не терпит объяснений.
— Я еду в Париж, стану там художником, может, тогда что-то изменится.
— Но в Париже тебе будет одиноко.
— Мне везде будет одиноко.
У слабоумных, невротиков, преступников, а также, вероятно, художников есть нечто общее — непредсказуемость, извращенная невинность.
Дело художника — наблюдать за происходящим и изучать, изучать, изучать.
Нормальным Вы никогда и не были… И знаете, нет художника, который был бы нормален: тот, кто нормален не может быть художником. Нормальные люди произведений искусства не создают. Они едят, спят, исполняют обычную, повседневную работу и умирают. У Вас гипертрофированная чувствительность к жизни и природе; вот почему Вы способны быть их толкователями для остальных людей. Но если вы не будете беречь себя, эта гипертрофия чувствительности Вас погубит. В конце концов она достигает такого напряжения, что влечёт за собой смерть.
Не писать Рембрандт не мог. Хорошо он писал или плохо — не важно, но только Живопись делала его человеком. Искусство тем и дорого, Винсент, что оно даёт художнику возможность выразить себя. Рембрандт сделал то, что считал целью своей жизни, и в этом его оправдание. Даже если бы его искусство ничего не стоило, то и тогда он прожил бы свою жизнь в тысячу раз плодотворнее, чем если бы подавил свой порыв и стал богатейшим купцом Амстердама.
Художник, я уверен, всегда создаёт своё произведение сознательно. Однако, познакомившись с его произведением, видишь, что его красота и безобразие наполовину порождены таинственным миром, лежащим вне пределов сознания художника. Наполовину? Может быть, лучше сказать — в основном?
Художник пишет картину, и никто не предъявляет к нему претензий — есть только он и картина. Мне кажется, так должно быть и с режиссерами.
… жизнь, которая не даёт художнику стать художником, — это и есть его биография.
Творчество для художника — страдание, посредством которого он освобождает себя для нового страдания. Он не исполин, а только пестрая птица, запертая в клетке собственного существования.
Настоящий художник должен быть отличным психологом.
Наиболее ценные свойства в художнике — искренность и скромность.
Мысль и Слово для художника – средства Искусства.
Порок и Добродетель – материал для его творчества.
Один художник разобрал свою модель на части.
Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать.
Если художник пытается доказать, что перед Вами шедевр – не верьте. Он пытается доказать это сам себе.
Свободный художник – то есть художник никому не нужный. Потому что те, кто признан и при деле, свободными себя не называют. А ещё легко можно прикрыться излюбленной фразой всех неудачников: «Я в творческом поиске». Ага, то есть я тупо работаю, тупо рисую, тупо прячу то, что рисую, потому что знаю, что рисую тупо.
Нельзя быть художником и не пить кофе. Это просто… неприлично.
Он приложил руку к преображению своей эпохи, считая себя производителем счастья, ремесленником, но работая как художник…
Когда на художника снисходит вдохновение, он становится ужасно бесцеремонным.
Труднее всего художнику воспроизвести то, что он легко и просто видит мысленно.
Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.
Хорошие художники копируют, великие – воруют.
Поэты, художники, те, кого принято расплывчато называть творческими людьми — немного сказочники. Они отличаются от остальных? Несомненно. А может быть, они отличаются именно поэтому? Потому что волшебные миры, порой удивительные, порой пугающие, для них зачастую ближе того, в котором они родились? И еще, и это самое главное, что отличает сказочника от мечтателя: они умеют ими делиться. Им дана возможность приглашать в свои сказки других. А кто из нас никогда, хотя бы в детстве, не хотел в нее попасть?
Нас, художников, здесь ожидает счастливая возможность примириться посредством искусства со всем, что ранило нас и унижало в обычной жизни, и не бежать от судьбы, а заставить её пролиться истинным живым дождём – воображением.
Я понял: чтобы стать художником, необходимо счистить кожуру всех милых сердцу эготизмов, благодаря которым самовыражение воспринимается как единственное средство взросления! И, поскольку это невозможно, я назвал сие Всемерной Шуткой!
Мы все как художники. Мы верим в то, что создаём.
У художников иное, не доступное другим восприятие мира.
Все художники мира — безумцы!
Мой долг как художника донести до зрителя то, как я, именно я, воспринимаю жизнь.
Взгляд художника на явления внешней и внутренней жизни отличается от обыкновенного: он более холоден и более страстен.
Я христианин и католик, но чтобы быть художником, ни того, ни другого не требуется.
Хочется сказать художнику: не лги — выдумывай!
Свобода — это художник в человеке.
Лучшее, что художник может сделать для своей карьеры — умереть.
Не каждый может стать великим художником, но великий художник может прийти откуда угодно.
Человек по натуре своей — художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту.
— Дитя, — проговорила Елена, поглядев ему вслед.
— Художник, — промолвил с тихой улыбкой Берсенев. — Все художники таковы. Надобно им прощать их капризы. Это их право.
Памятник художнику — его творения.
Парадокс бытия профессиональным художником. То, как мы тратим всю жизнь, пытаясь хорошо самовыразиться, но сказать нам нечего. Мы хотим, чтобы элемент творчества строился по системе причины и следствия. Хотим результатов. Создать покупаемый товар. Нам нужно, чтобы старание и дисциплина уравнялись с признанием и воздаянием. Мы садимся за тренажер нашего худфака, за дипломный проект на специалиста изящных искусств, и практикуемся, практикуемся, практикуемся. И, со всеми нашими великолепными навыками, — документировать нам нечего. Ничто нас так не бесит, как какой-нибудь дерганый наркоман, ленивый бездельник или поганый извращенец, который вдруг создает шедевр. Будто невзначай.
Художник — не особая разновидность человека, но каждый человек — особая разновидность художника.
Из всех художников, которых я знавал, только бездарные были обаятельными людьми. Талантливые живут своим творчеством и поэтому сами по себе совсем неинтересны. Великий поэт – подлинно великий – всегда оказывается самым прозаическим человеком. А второстепенные – обворожительны. Чем слабее их стихи, тем эффектнее наружность и манеры. Если человек выпустил сборник плохих сонетов, можно заранее сказать, что он совершенно неотразим. Он вносит в свою жизнь ту поэзию, которую не способен внести в свои стихи. А поэты другого рода изливают на бумаге поэзию, которую не имеют смелости внести в жизнь.
Работа — единственная приемлемая для художника форма общения с современниками, поскольку истинных друзей он ищет среди мёртвых либо нерождённых. Потому художник и политика суть вещи несовместимые, это не его дело.
Высшая похвала художнику — это когда перед его произведением забываешь о похвалах.
Он много думал и много выстрадал, но чего ему недоставало, так это решимости пробовать – первейшего свойства художника.
Задача каждого художника — не поддаваться отчаянию, а найти противоядие от пустоты нашего бытия.
Любовь к искусству и умение держать в руках кисть ещё не делает человека художником. Нужен внутренний свет.
След художника неистребим. В душах людей. В нашей памяти.
Мир по природе своей не только творение художника, но и сам художник.
Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника.
Хреновый, не хреновый, а всё равно художник. Искусство есть искусство!
Настоящий художник никогда не видит мир таким, какой он есть, иначе это был бы не художник.
Самый важный шаг в становлении художника — научиться делиться своим творчеством с миром.
Однажды я прочитал о женщине, чьей тайной фантазией было завести роман с художником. Она считала, что он сможет увидеть её каждый завиток, каждую линию, каждый отпечаток её тела и полюбит, потому что они являются частью её уникальной красоты.

Все афоризмы для вас
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
ТЕПЕРЬ НАПИШИ КОММЕНТАРИЙ!x