Лучшие цитаты Махатма Ганди (280 цитат)

Махатма Ганди был известен своими философскими и политическими письмами, в которых он выражал свои идеи о свободе, равенстве и гуманизме. Он также являлся автором автобиографической книги, в которой описывал свою жизнь и идеалы. Ганди стал героем и вдохновением для многих людей по всему миру, и его вклад в борьбу за права человека и мир остается незабываемым. Он был убит в 1948 году фанатиком, но его наследие продолжает жить и вдохновлять людей к миролюбию и справедливости. В данной подборке представлены лучшие цитаты Махатма Ганди.

Опыт научил меня, что можно добиться справедливости, если только относиться и к противнику справедливо.
Нищета страны должна беспрерывно усиливаться, если высоко оплачиваемые чиновники расходуют свое жалованье за границей.
Человек и его поступок – вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной – осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания, смотря по обстоятельствам. «Возненавидь грех, но не грешника» – правило, которое редко осуществляется на деле, хотя всем понятно. Вот почему яд ненависти растекается по всему миру.


Истинная дружба есть родство душ, редко встречающееся в этом мире. Дружба может быть длительной и ценной только между одинаковыми натурами.
Совершенство состояния достигается только когда разум, тело и речь находятся в согласии.
Чем больше я размышляю и оглядываюсь на прошлое, тем яснее ощущаю свою ограниченность.
Где бы ни возникала ссора, ни противостоял вам оппонент, покоряйте его любовью. Я, как мог, применил это в своей жизни. Это не означает, что все мои проблемы решены. Но я обнаружил, что этот закон любви действует так, как никогда не действовал закон разрушения.
Каков народ, таков и его парламент.
Ненасилие – это оружие сильных.
В году президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос немецкого журнала «Der Spiegel», сказал: «…Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чем беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет… После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем».
Прежде только немногие писали книги и притом ценные. Теперь кто угодно пишет и печатает все, что ему угодно, и отравляет умы людей.
Я верю – и вера моя подтверждена опытом, – что, если сердце человека чисто, он всегда найдет нужных ему людей и нужные средства для борьбы с бедствием.
Ненасилие – это оружие сильных. У слабых это с легкостью может быть лицемерием
Настоящий врач – тот, кто исследует причину болезни
Полезное и бесполезное, как вообще добро и зло, идут рядом, а человек должен уметь сделать для себя выбор.
Где бы ни возникала ссора, ни противостоял вам оппонент, покоряйте его любовью
Надо придерживаться золотого правила, которое состоит в том, чтобы принимать обет в толковании лица, наложившего его.
Где бы ни возникала ссора, ни противостоял вам оппонент, покоряйте его любовью.
Они утратили настоящую физическую силу и мужество, Они поддерживают свою энергию с помощью опьянения. Они вряд ли могут быть счастливы в одиночестве…
Когда каждый выполняет свое дело так, как может, если даже ему это не удается, это все же лучше, чем брать на себя чужие обязанности, какими бы прекрасными они ни казались. Умереть, выполняя долг, не есть зло, но ищущий других путей будет блуждать по-прежнему.
В то же время Индия остается неизменной, и в этом ее слава. Индию обвиняют в том, что ее народ настолько нецивилизован, невежествен и флегматичен, что невозможно побудить его к каким-либо переменам. В действительности это обвинение направлено против наших достоинств. Мы не осмеливаемся менять то, что мы испытали практикой и нашли истинным. Многие навязывали Индии свои советы, но она остается непоколебимой. В этом ее красота, это ее якорь спасения.
пока нет сильной искренней поддержки со стороны разума, одно лишь внешнее соблюдение будет только маской, вредной как для самого человека, так и для других.
Настоящий врач – тот, кто исследует причину болезни.
Мы знаем, что ум – это беспокойное создание; чем больше он получает, тем большего он хочет и всегда остается неудовлетворенным. Чем больше мы потворствуем нашим страстям, тем более необузданными они становятся.
Парламенты – это настоящие символы рабства
Любовь безрассудно отдает, не задумываясь о том, что получает взамен.
Мы знаем, что ум – это беспокойное создание; чем больше он получает, тем большего он хочет и всегда остается неудовлетворенным.
Трудно с уверенностью сказать, как тот или иной человек будет вести себя при определенных обстоятельствах. Но трудно и оценить человека по его поступкам, поскольку такая оценка не будет достаточно обоснованной.
Ни одному существу из плоти и крови не дано достичь совершенства по той простой причине, что совершенство немыслимо, пока не преодолеешь полностью свой эгоизм, а от эгоизма не избавишься, пока пребываешь в оковах плоти.
Совершенство состояния достигается только когда разум, тело и речь находятся в согласии. Но это всегда напряженная умственная борьба. Нельзя сказать, что я неспособен на гнев, например, но почти во всех случаях мне удается контролировать свои чувства.
Они понимали, что счастье, это главным образом состояние ума. Не обязательно человек счастлив, когда он богат, или несчастлив, когда он беден. Мы часто видим, что богачи несчастны, а бедняки счастливы. Миллионы людей всегда будут бедными. Видя все это, наши предки отучали нас от роскоши и наслаждений. Мы обходимся таким же плугом, как и тысячи лет назад. У нас такие же хижины, какие были в прежние времена, и наше национальное воспитание остается таким же, как и прежде. В нашем жизненном укладе не было соперничества, которое отравляет существование. Каждый занимался своим делом или ремеслом и получал положенную плату.
За чашу с водой отблагодари хорошей пищей; В ответ на доброе приветствие отвесь низкий поклон; Давшему пенни отплати золотом; Если тебе спасают жизнь, не дорожи ею. Вот в чем смысл слов и дел мудреца; За каждую маленькую услугу тебе воздается сторицей. Но истинно благородный человек знает всех людей как одного И с радостью платит добром за причиненное ему зло.
Не следует ожидать чего-то определенного в этом мире, где все, кроме бога, который есть истина, неопределенно. Все, что появляется и происходит с нами и вокруг нас, неопределенно, преходяще. Но есть высшее существо, сокрытое под видом определенности, и блажен тот, кто сможет уловить проблеск этой определенности и проникнуться ею. Поиски этой истины являются summun bonum (высшим благом) жизни.
Я обнаружил, что жизнь существует среди разрушения и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Только при таком законе общество будет построено верно и разумно, и жизнь будет стоить того, чтобы прожить ее. И если это закон жизни, то мы должны применять его в каждодневной жизни. Где бы ни возникала ссора, ни противостоял вам оппонент, покоряйте его любовью. Я, как мог, применил это в своей жизни. Это не означает, что все мои проблемы решены. Но я обнаружил, что этот закон любви действует так, как никогда не действовал закон разрушения.
Нет смысла сдерживать извержение вулкана, – оно должно произойти.
Путь к национальной жизни ведет через организацию городской жизни
Трещина остается трещиной, как бы вы ни старались ее заделать.
Необходимо разобраться во всем, чтобы по возможности извлечь урок на будущее
Люди подобны стаду овец, они идут туда, куда их ведут вожди
Разве когда-нибудь мог кто-либо приказом остановить мощный поток своей собственной натуры?». Кто может стереть отпечаток, с которым он родился?
Не следует ждать награды за труды, но всякое доброе дело в конце концов обязательно принесет свои плоды
Газета – великая сила, но подобно тому, как ничем не сдерживаемый поток затопляет берега и истребляет посевы, так и не направляемое перо журналиста служит только разрушению.
Ахимса (букв, «отрицание химсы, насилия») – ненасилие, непричинение зла, воздержание от причинения страданий. Учение ахимсы существовало еще в древней Индии, а затем было развито в буддизме, индуизме и особенно в джайнизме. Современные последователи ахимсы рассматривают ее как принцип самодисциплины, отсутствия гнева, ненависти и т. д. Принципы ахимсы стали неотъемлемой частью политической доктрины Ганди.
Экономика, которая пренебрегает моральными ценностями – ложна
Ум находится у истоков всякой чувственности.
Я не видел его и не знаю. Я верю в бога, как верит весь мир, и поскольку вера моя незыблема, считаю ее равноценной опыту.
Любовь безрассудно отдает, не задумываясь о том, что получает взамен. Любовь борется со всем миром, как с собой, и в конечном итоге властвует над всеми другими чувствами
Ищущий истину должен быть смиреннее праха.
Есть ли на свете негодяй, Настолько я вероломен.
Поэт – это тот, у кого есть сила пробудить добро, сокрытое в человеческой груди.
Как добиться победы Внедрить в народ идею
Есть ли у нас на то воля? По крайней мере, будем развивать в себе желание…
Отмена всякой власти, не подчиненной контролю.
И наконец последнее, самое главное требование: тот, кто стремится к совершенству должен освобождаться от привязанностей и никому не оказывать предпочтения в любви и дружбе.
Да разве существуют препятствия, которых не устранила бы любовь!
Напрасно ждать, чтобы дети и те, о которых ты заботишься, проходили обязательно тот же путь развития, что и ты сам.
каждое дело надо рассматривать по меньшей мере с семи точек зрения, каждая из которых, вероятно, правильна сама по себе, но не верна в определенный момент и при определенных обстоятельствах.
Они понимали, что наше подлинное счастье и здоровье состоит в должном использовании рук и ног.
поступать так, как вы хотите, а вы должны поступать так, как хотим мы. Вы можете сохранить богатства, которые выкачали из нашей страны, но вам не разрешается выкачивать их впредь. Вашей функцией будет, если вы захотите, управление Индией, но вы должны оставить мысль об извлечении из нашей страны коммерческой прибыли.
Парламент для нации – это просто дорогостоящая игрушка.
Один из членов парламента недавно сказал, что истинный христианин не может стать парламентарием.
Если следует их считать честными потому, что они не берут то, что обычно называют взятками, пусть они считаются таковыми, но на них можно влиять более утонченными средствами.
Я не колеблясь говорю, что у них нет ни подлинной честности, ни настоящей совести.
Прежде только немногие писали книги и притом ценные.
Теперь кто угодно пишет и печатает все, что ему угодно, и отравляет умы людей.
Они понимали, что наше подлинное счастье и здоровье состоит в должном использовании рук и ног.
поступать так, как вы хотите, а вы должны поступать так, как хотим мы. Вы можете сохранить богатства, которые выкачали из нашей страны, но вам не разрешается выкачивать их впредь. Вашей функцией будет, если вы захотите, управление Индией, но вы должны оставить мысль об извлечении из нашей страны коммерческой прибыли.
Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул «Махатма» – «великая душа»
Карлейль назвал парламент «мировой говорильней»
Парламент для нации – это просто дорогостоящая игрушка.
Один из членов парламента недавно сказал, что истинный христианин не может стать парламентарием.
Если следует их считать честными потому, что они не берут то, что обычно называют взятками, пусть они считаются таковыми, но на них можно влиять более утонченными средствами.
Я не колеблясь говорю, что у них нет ни подлинной честности, ни настоящей совести.
Прежде только немногие писали книги и притом ценные.
Теперь кто угодно пишет и печатает все, что ему угодно, и отравляет умы людей.
Мы знаем, что ум – это беспокойное создание; чем больше он получает, тем большего он хочет и всегда остается неудовлетворенным. Чем больше мы потворствуем нашим страстям, тем более необузданными они становятся. Поэтому наши предки поставили предел потворству слабостям. Они понимали, что счастье, это главным образом состояние ума.
Исполнение долга и соблюдение морали – взаимозаменяемые понятия. Соблюдать правила морали – значит господствовать над своими мыслями и страстями.
Истинная дружба есть родство душ, редко встречающееся в этом мире. Дружба может быть длительной и ценной только между одинаковыми натурами.
Цивилизация – это такое поведение, которое указывает человеку путь долга.
Каков бы ни был результат, во мне всегда идет сознательная борьба за целенаправленное и непрерывное следование закону ненасилия. Такая борьба делает человека сильным для дальнейшей борьбы. Ненасилие – это оружие сильных. У слабых это с легкостью может быть лицемерием. Страх и любовь – противоречащие понятия. Любовь безрассудно отдает, не задумываясь о том, что получает взамен. Любовь борется со всем миром, как с собой, и в конечном итоге властвует над всеми другими чувствами. Мой каждодневный опыт (а также опыт тех, кто работает со мной) показывает, что каждая проблема поддается разрешению, если мы решительно настроены сделать закон правды и ненасилия законом жизни. Правда и ненасилие для меня – стороны одной медали. Закон любви действует, как действует закон гравитации, независимо от того, принимаем мы это или нет. Как ученый творит чудеса, по-разному применяя закон природы, так и человек, применяющий закон любви с аккуратностью ученого, может творить еще большие чудеса. Сила ненасилия безгранично более тонка и чудесна, чем материальные силы природы, как, например, электричество. Люди, открывшие для нас закон любви, были более великими учеными, чем любой из наших современных ученых. Только исследования наши еще недостаточны, и поэтому не все могут видеть достижения. Такова, по крайней мере, иллюзия (если это иллюзия), которая помогает мне трудиться.
Исправляющий никогда не должен находиться в слишком близких отношениях с исправляемыми.
Если образование, которое мы получили, на что-нибудь годится, если работы Спенсера, Милля и других имеют какое-то значение
Нет никаких оснований для того, чтобы третья партия защищала слабого. Именно эта так называемая защита расслабила нас. Такая защита может сделать слабого лишь еще слабее.
Если мы проанализируем психологические мотивы «отказа от привязанностей», то обнаружим желание избежать трудностей и в особенности страданий, сопутствующих любви. Любовь же, как чувственная, так и свободная от чувственности, никогда не бывает легкой.
Прежде люди делались рабами в силу физического принуждения. Теперь их порабощают соблазн денег и роскошь, приобретаемая за деньги.
Прежде питались два-три раза в день, и пища состояла из домашнего хлеба и овощей; теперь нужна какая-нибудь еда через каждые два часа, так что едва ли остается свободное время на что-нибудь другое.
Эта цивилизация не принимает во внимание ни мораль, ни религию. Ее приверженцы спокойно заявляют, что обучение религии не их дело.
Но следует держаться национального, даже если оно сравнительно менее приятно, чем чужое, и избегать чужого даже если оно более приятно, чем свое собственное.
Человек, пока он спит, верит в свой сон; заблуждение прекращается только тогда, когда он пробуждается. Человек, отравленный цивилизацией, подобен спящему.
Прежде только немногие писали книги и притом ценные. Теперь кто угодно пишет и печатает все, что ему угодно, и отравляет умы людей.
ум – это беспокойное создание; чем больше он получает, тем большего он хочет и всегда остается неудовлетворенным. Чем больше мы потворствуем нашим страстям, тем более необузданными они становятся.
Страна, экспортирующая свое сырье и ввозящая его обратно в обработанном виде, страна, которая несмотря на то, что она имеет собственный хлопок, платит миллионы рупий за импортные ткани, неизбежно должна быть бедной. Нищета страны должна беспрерывно усиливаться, если высоко оплачиваемые чиновники расходуют свое жалованье за границей.
Речь человека немногословного вряд ли будет лишена смысла: ведь он взвешивает каждое слово.
Моя застенчивость, в действительности, – мой щит и прикрытие. Она дает мне возможность расти. Она помогает мне распознавать истину
Моя застенчивость, в действительности, – мой щит и прикрытие. Она дает мне возможность расти. Она помогает мне распознавать истину.
Этот путь спас меня от печали, и я продвигался вперед, руководствуясь внутренним светом
Я отнюдь не обвиняю вас, – сказал судья. – Это всего лишь предположение. – Мне кажется, что в данном случае предположение равнозначно обвинению. Я просил бы, ваша светлость, выслушать меня, а затем обвинять, если есть на то основание.– Весьма сожалею, что перебил вас, – ответил судья. – Пожалуйста, продолжите свои разъяснения о неправильностях в расчетах.
Как бы ясно ни был изложен обет, люди стараются исказить его и повернуть в угоду своим целям. И так поступают все – богатые и бедные, князья и крестьяне. Эгоизм ослепляет их, и, используя двусмысленность выражений, они обманывают самих себя и стараются обмануть мир и бога.
Есть ли у нас на то воля? По крайней мере, будем развивать в себе желание
Для человека с пустым желудком Бог — это еда.
Без труда золото, серебро и медь были бы бесполезной пустой породой.
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Богатый должен жить проще, чтоб бедный мог просто выжить.
И в юстиции, и на войне в конечном счете побеждает самая большая мошна.
Служение без радости не помогает ни тому, кто служит, ни тому, кому служат.
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.
Человек — хозяин собственной судьбы в том смысле, что у него есть свобода распоряжаться своей свободой. Но к чему это приведет — человеку неизвестно.
Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним.
Обманщик в конечном счёте обманывает самого себя.
Открытое разногласие часто — признак движения вперёд.
«Нет», сказанное с глубокой убеждённостью, лучше, чем «Да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.
«Нет», сказанное с глубокой убеждённостью, лучше, чем «Да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.
Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы — правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, — враги отечества.
Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний.
Что вы думаете о западной цивилизации?
Думаю, это была бы неплохая идея.
Для того, чтобы добиться своего благополучия, Британии потребовались ресурсы половины планеты. Сколько же нужно таких планет, чтобы того же самого уровня благополучия достигла Индия?
Точно так же, как человек не будет заботиться о жизни в другом теле, кроме его собственного, так и нации не любят жить под господством других наций, как бы благородны и велики они ни были.
Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других.
Я хочу свободу моей стране, чтобы другие страны могли чему-то поучиться у моей свободной страны.
Это не очень мудро — быть уверенным в собственной мудрости. Необходимо помнить о том, что сильнейший может проявить слабость, а мудрейший может допустить ошибку.
Я заявляю, что я — обычный человек, которому свойственно заблуждаться, как и любому смертному человеку. Однако, у меня достаточно смирения, чтобы признать свои ошибки и пойти на попятный.
На протяжении моей жизни я извлекал больше пользы от моих друзей-критиков, чем от поклонников, особенно, если критика выражалась вежливым и дружеским языком.
Найди цель, ресурсы найдутся.
Надо знать, когда действовать и когда воздержаться от поступков. Действие и бездействие в этих обстоятельствах сродни и отнюдь не противоречат друг другу.
Мы говорим, но слушаем. Мы слушаем, но не для того, чтобы молчать.
Меня называют святым, которого погубила политика. На самом же деле я политик, который делает все возможное, чтобы стать святым.
Дела совести не решаются большинством голосов.
Я — индуист, я — мусульманин, я — иудей, я — христианин, я — буддист!
Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести.
Знания в области религии в отличие от опыта кажутся пустяком в моменты испытаний.
Одна унция практики стоит больше тонны молитв.
Каждый, кто желает этого, может слушать свой внутренний голос. Он есть внутри каждого из нас.
В молитве лучше иметь сердце без слов, чем слова без сердца.
Молитва — ключ к завтрашнему дню и дверной засов для вчерашнего.
Вы не должны терять веры в человечество. Человечество — это океан; если несколько капель в океане грязны, океан не становится грязным.
Лучше быть жестоким, если жестокость есть в наших сердцах, чем пытаться прикрыть своё бессилие покрывалом ненасилия.
Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.
Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна.
Ненасилие — не удел трусости, оно всегда героизм.
Все, что вы сделаете, будет незначительным, но очень важно, чтобы вы это делали.
Никто не может меня обидеть, если я сам этого не позволю.
Я никому не позволю проходить грязными ногами в мое сознание.
Если бы у меня не было чувства юмора, я бы давным-давно совершил самоубийство.
Умение прощать — свойство сильных. Слабые не прощают.
Я не хочу предвидеть будущее. Меня заботит настоящее. Бог не дал мне возможности управлять тем, что будет.
Всегда думайте о полной гармонии между мыслью, словом и поступками. Всегда ставьте своей целью очистить свои мысли и все будет хорошо.
Любовь никогда не требует, она всегда дает. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя.
Трус не способен проявить любовь, это прерогатива храброго.
Там, где любовь — там жизнь.
Счастье — это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, пребывает в гармонии.
Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.
Когда я теряю надежду, то вспоминаю, что в истории истина и любовь всегда побеждали. Там были тираны и убийцы, и какое-то время они казались непобедимыми, но в конце концов они всегда падали. Думайте об этом — всегда.
Если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем.
Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.
Наше человеческое величие лежит не в возможности изменить мир, это всего лишь миф атомного века. Это — возможность изменить себя.
Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире. ~ …
Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире. ~ …
Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.
Никто не может меня обидеть, если я сам этого не позволю.


Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.
Ненасилие — не удел трусости, оно всегда героизм.
Это стало последней размолвкой между нами. Причем она нисколько не повлияла на наши с ним дальнейшие отношения. Я понимал и не мог не ценить ту любовь ко мне, которая заставляла моего друга терпеливо, из раза в раз уговаривать меня, и мое уважение к нему только росло, несмотря на различия в образе мыслей и действий.
Мне же не предстоит провести в Англии всю жизнь, сказал я себе. Так какой тогда прок от красноречия? Как могут танцы превратить меня в джентльмена? А игре на скрипке можно научиться даже в Индии. Я приехал сюда, чтобы стать студентом, и мне следовало сосредоточиться на учебе. Нужно было подготовиться к вступлению в одну из юридических корпораций. Если мой характер позволит мне стать джентльменом, тем лучше. В противном случае я откажусь от своих притязаний.
Если это и есть христианство, признанное всеми христианами, то я не в состоянии принять его. Я не ищу искупления за совершенные грехи. Я стараюсь освободиться от самих грехов или, от самой мысли о грехе. До тех пор, не достигну этой цели, я согласен не знать покоя.
Да разве существуют помехи, которые не устранила любовь!
Истина подобна огромному дереву, которое приносит тем больше плодов, чем больше за ним ухаживают. Чем более глубокие поиски в кладезе истины вы будете производить, тем больше зарытых там сокровищ откроется вам. Они облечены в форму многообразных возможностей служения обществу.
Абсолютное видение истины может проистекать только из полного познания ахимсы.
Победа над человеческими страстями представляется мне делом более трудным, чем завоевание мира с помощью вооруженных сил.
Ахимса — основа для поисков истины. Каждый день я имею возможность убеждаться, что поиски эти тщетны, если они не строятся на ахимсе.
Служение без радости не помогает ни тому, кто служит, ни тому, кому служат. Но все другие удовольствия превращаются в ничто перед лицом служения, ставшего радостью.
Человек, посвятивший себя служению обществу, не должен принимать дорогих подарков.
На пути к истине, естественно, исчезают гнев, эгоизм, ненависть и т. п. Иначе истина была бы недостижима. Человек, который руководствуется страстью, может иметь вполне благие намерения, может быть правдив на словах, но он никогда не познает истины. Истина означает полное освобождение от двойственности, как например, любовь и ненависть, счастье и несчастье.
Чиновники не хозяева, а слуги народа, поскольку они получают жалованье из кармана налогоплательщика.
Дети наследуют черты характера родителей в той же
мере, как их физические особенности.
Сущностью религии является мораль.
Только тот, кто рассматривает свои собственные ошибки через увеличительное стекло, а ошибки других через уменьшительное, — способен постичь относительное значение того и другого.
Человек и его поступок — вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной — осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания, смотря по обстоятельствам. «Возненавидь грех, но не грешника» — правило, которое редко осуществляется на деле, хотя всем понятно. Вот почему яд ненависти растекается по всему миру.
Тот, кто утверждает, что религия не имеет ничего общего с политикой, не знает, что такое религия.
Пока мои действия удовлетворяют мой ум и мое сердце, я должен твердо придерживаться своих первоначальных выводов.
Ищущий истину должен быть смиреннее праха.
Желание равносильно действию.
Чем больше я размышляю и оглядываюсь на прошлое, тем яснее ощущаю свою ограниченность.
Я считал тогда, да и теперь считаю, что независимо от того, сколько работы у человека, он должен найти время для физических упражнений, как он находит его для еды.
Обитель вкуса не язык, а мозг.
Физическому воспитанию должно уделяться столько же внимания, сколько и умственному.
Дружба может быть длительной и ценной только между одинаковыми натурами.
Ревность слепа ко всем доводам.
Разбудить человека можно только тогда, когда он действительно спит; если же он только притворяется спящим, все попытки напрасны.
Отказ от предмета желаний без отказа от самих желаний бесплоден, чего бы он ни стоил.
Мудрые люди никогда не обращают внимания на внешний вид человека. Они думают о его сердце.
Эволюция – это всегда результат опытов. Любой прогресс достигается за счет неверных действий и их исправления. Никакое благо не дается нам в законченном виде из рук Бога, мы должны сами добывать его путем повторных экспериментов, методом проб и ошибок. Таков закон индивидуального роста. Тот же закон управляет общественной и политической эволюцией. Право на ошибку, то есть на свободу экспериментировать, можно назвать универсальным условием всякого прогресса.
Тот, кто хочет провести новый опыт, должен начать с себя. Это приводит к более скорому открытию истины, а Бог всегда защищает честного экспериментатора.
Если нам дозволено делать новые открытия и изобретения в окружающем нас реальном мире, то должны ли мы отказаться от опытов в области духа?
У рода человеческого были святые, жертвовавшие своим бренным телом ради исследования тайн души.
Хочу я того или нет, но мне волей-неволей приходится вовлекать в мои опыты всех моих близких. Однако я не могу обойтись без экспериментов. Вся жизнь – это бесконечная их череда.
Поскольку я всегда верил, что возможное для одного человека доступно и для всех, я проводил свои эксперименты не в закрытом кабинете, а на глазах у людей.
Целомудрие… – это идеальное состояние, которое редко реализуется в жизни. Оно похоже на прямую Евклида, которая существует лишь в воображении. Тем не менее это очень важное геометрическое определение, давшее множество удивительных математических результатов. Так же и совершенное целомудрие существует только в воображении. Но если мы не будем все время иметь перед глазами этот идеал, то превратимся в судно без руля и без ветрил. Чем ближе подходим мы к воображаемому идеалу, тем большим становится наше совершенство.
Целомудрие есть одно из величайших ограничений, без которого ум не может достичь необходимой твердости. Нецеломудренный человек утрачивает стойкость, становится немужественным и трусливым.
Познание Бога невозможно без полного подавления полового вожделения.
Распущенность – корень всего тщеславия, гнева, страха и ревности в мире.
В брахмачарье заключается защита тела, ума и души. Это не наказание, это утешение и радость. Каждый следующий день открывает новую грань красоты. Но при том, что брахмачарья – источник вечной радости, пусть никто не думает, что она легка для меня… Соблюдение ее – это как хождение по острию меча, и я должен ежесекундно проявлять бдительность.
Цель человеческой жизни – освобождение от пут рождения, разрыв с бременем плоти, единение с Богом. Брак – препятствие на пути к этой цели, ибо он лишь усиливает бремя плоти. Целомудрие оказывает большую помощь, так как позволяет вести жизнь, полностью посвященную Богу.
Ум, намеренно загрязненный, нельзя очистить голоданием. Никакие диетические ухищрения не окажут на него ни малейшего воздействия. Похоть ума можно искоренить только рефлексией, преданным служением Богу и, наконец, Его милостью. Существует теснейшая связь между умом и телом, а плотский ум всегда жаждет деликатесов и роскоши… Тем, чьи мысли направлены на самоограничение, очень полезна диета и голодание. В самом деле, невозможно изгнать похоть из ума без их помощи.
Именно благодаря целибату католическая вера процветает до нашего времени.
Протестантство имеет множество заслуг, но одним из его заблуждений было высмеивание целомудрия и обета безбрачия.
Соблюдение воздержания невозможно без веры в Бога, то есть в живую Истину.
Как пользоваться органами деторождения? Перемещением наиболее созидательной энергии, каковая дает нам возможность зачинать новую жизнь, на творчество ради целой жизни, то есть на работу души. Мы должны обуздать животную страсть и превратить ее в страсть небесную.
Мы не сможем ни контролировать, ни подавлять нашу половую страсть, если просто перестанем обращать на нее внимание. Я предпочитаю учить мальчиков и девочек значению и правильному употреблению органов деторождения. Сексуальное просвещение должно иметь целью наставить молодых людей в сублимации половых страстей.
Любовь – это величайшая в мире сила, но трудно вообразить себе что-либо более скромное, чем она.
Любовь никогда ничего не требует, она всегда дает. Любовь страдает, но не обижается и никогда не мстит.
Я знаю, что для чистой любви нет ничего невозможного.
Где любовь, там и Бог.
Слепая любовь часто еще более вредна, нежели вынужденное подчинение бичу тирана.
Любовь, основанная на доброте тех, кого ты любишь, есть не истинная любовь, а корыстная сделка; истинная же любовь скромна и не требует ответа.
Меч сатьяграхи – любовь и несгибаемая стойкость, ею рожденная.
Истина есть высшее начало, включающее в себя множество других начал. Эта истинность заключается не только в правдивости слов, но и в правдивости мыслей и не только в относительной истине нашего понимания, но и в абсолютной истине, в вечном начале, которое и есть Бог.
Истина по своей природе самоочевидна. Как только ее очищают от наслоений невежества, она начинает ярко сиять.
Нет истины в человеке, не умеющем обуздать свой язык.
Человеку, преданному Истине, не следует ничего делать в угоду условностям. Он всегда должен быть открыт для исправления; каждый раз, обнаружив свою ошибку, он должен признать ее и сделать все для ее устранения.
Истина подобна раскидистому дереву, с которого снимают тем больше плодов, чем тщательней за ним ухаживают. Чем глубже в шахту истины спускается ищущий, тем ценнее оказываются найденные им самоцветы, тем больше открывается возможностей для более верного служения Богу.
Орудия поиска истины просты настолько же, насколько и трудны. Они недоступны надменному, но ими может воспользоваться невинный ребенок. Искатель истины должен быть смиреннее пыли под ногами.
Преданность Истине – это единственное оправдание нашего существования.
Истина – это то, что говорит тебе твой внутренний голос. То, что есть истина для одного, может не быть таковой для другого.
Мой неразделимый опыт убедил меня в том, что нет иного Бога, кроме Истины… Единственное средство познания истины – это ахимса… какими бы искренними ни были мои попытки придерживаться ахимсы, они все равно оказывались несовершенны и неадекватны. Небольшие кусочки блеснувшей перед моими глазами истины не могут дать полного представления о неописуемом сиянии, сила которого в миллион раз превосходит яркость наблюдаемого нами на небе Солнца. Действительно, то, что я видел, – это всего лишь тусклый отблеск великого сияния истины. На основании своего опыта я утверждаю, что совершенное видение истины станет возможным лишь после полного усвоения ахимсы. Для того чтобы узреть перед собой дух истины, человек должен суметь возлюбить даже такое ничтожное создание, как он сам.
Если это важно, истина должна быть высказана, какой бы неприятной она ни казалась.
В проявлениях насилия истина страдает больше всего; при ненасильственных действиях истина торжествует.
Истина является таковой не просто благодаря своей древности. Впрочем, нельзя относиться к истине с подозрением из-за ее древности.
Ни один из тиранов не избежал расплаты за причиненные им страдания. Человек, причиняющий боль любимому, испытывает куда более сильную боль.
Самый скорый способ найти справедливость – это справедливо отнестись к другому.
Справедливость любви – в подчинении, справедливость закона – в наказании. То, что дает любящий, превосходит справедливость. Но он все равно дает меньше, чем желает, потому что он хочет давать еще и еще и злится из-за того, что у него больше ничего нет.
Справедливость, чтобы оставаться таковой, должна быть великодушной, и так же великодушие, чтобы оправдать себя, должно быть справедливым.
Даже уличный хулиган заслуживает справедливости, ибо если мы отмахнемся от него и откажем ему в ней, то тем самым оправдаем его хулиганство.
Справедливость без щедрости – это справедливость Шейлока[].
Главная черта индуизма – охрана коров. Охрана коров есть, по моему мнению, самый удивительный феномен в эволюции человека. Это отношение возвышает человека, выводит за узкие рамки его собственного биологического вида. Для меня корова олицетворяет весь животный мир… Корова – это поэма о печали. Мы читаем печаль в облике благородного животного. Корова – мать миллионов индийцев. Защита коровы – это защита всех тварей божьих.
Совершенное ненасилие – это полное отсутствие злой воли в отношении всего живого. Следовательно, ненасилие должно распространяться не только на человеческую жизнь, но даже на жизнь вредных насекомых и хищных зверей. Они были созданы не для того, чтобы питать наши разрушительные наклонности. Если бы мы только знали намерения Создателя, то нашли бы для этих тварей надлежащее место в Его царстве. Таким образом, ненасилие в его действенной форме есть добрая воля в отношении всех проявлений жизни.
Долг человека – не обидеть мимоходом даже муравья. Человек, гордо шествующий по земле, не обращая внимания на многочисленных насекомых и других живых существ, человек, преднамеренно топчущий их ногами, совершает грех и идет навстречу своей гибели. Такого человека нельзя поставить рядом с относительно невинным земледельцем.
На мой взгляд, жизнь ягненка не менее ценна, чем жизнь человека. Я не желаю отнимать жизнь у ягненка ради удовлетворения телесных прихотей. Я убежден в том, что чем слабее существо, тем больше оно нуждается в человеческой защите от человеческой жестокости.
Духовный прогресс требует, чтобы мы – на определенной его стадии – прекратили убивать наших меньших братьев ради удовлетворения своих телесных потребностей.
Я знаю, как во имя истины и науки люди проявляют нечеловеческую жестокость к животным, производя вивисекции.
В совершенно ненужных изощренных попытках объяснить и оправдать убийство человеком братьев меньших мы часто забываем наш первейший долг. Все мы не каждый день сталкиваемся с необходимостью убить неприятное нам животное. Тем не менее у большинства из нас недостает мужества и любви, для того чтобы проявить ахимсу в отношении опасных пресмыкающихся. Мы не поддаемся гневу и злой воле и не истребляем змей, пригретых нами на груди, но проводим время в пустопорожних дискуссиях о нашем праве убивать неприятных и вредных животных, оказываясь тем самым втянутым в порочный круг. Мы не выполняем свой первейший долг, но утешаем наши души тем, что воздерживаемся от истребления вредных животных. Тот, кто желает практиковать ахимсу, должен на время забыть о змеях и тому подобных существах. Пусть такой человек не переживает, и если ему случится убить змею, то пусть он изо всех сил старается подавить гнев и злобу в отношении других людей – это станет первым шагом на пути к универсальной любви к живому.
Здесь [в тюрьме Еравды] мы научились находить друзей среди животных. Один кот стал для нас подлинным откровением. Если же мы отточим свое зрение, то станем понимать язык деревьев и цветов, научимся ценить их дружбу.
Все мы в той или иной степени воры. Если я беру то, что не нужно мне для непосредственного использования, это значит, что я украл вещь у кого-то еще. Фундаментальный закон природы без изъятия заключается в том, что она – природа – производит достаточно благ для ежедневного удовлетворения потребностей всех, и если бы каждый брал только то, что ему необходимо, но не больше, то на Земле не было бы нищеты и люди не умирали бы от голода… Я не хочу отнимать у других собственность. Если у кого-то есть больше, чем у меня, то пусть так и будет. Но в том, что касается моей жизни, я придерживаюсь железного правила: я не смею владеть вещами, в которых в данный момент не испытываю нужды. Ни вы, ни я не имеем права обладать многим из того, что у нас есть, до тех пор, пока миллионы людей не будут лучше одеты и накормлены. Мы должны изменить нашу жизнь, умерить наши желания и потребности и даже добровольно обречь себя на нищету и голод, чтобы бедняки могли получить кров, пищу и одежду.
Счастье – это в большой степени состояние ума. Человек не обязательно счастлив, если он богат, и не обязательно несчастен, если беден. Богач часто бывает несчастным, а бедняк – счастливым.
Золотым правилом должна стать решимость отказаться от владения тем, чего лишены миллионы людей. В первую очередь надо понять, что мы не должны иметь собственность, недоступную для миллионов, а затем немедленно перестроить свою жизнь в соответствии с этим пониманием.
Чем существеннее состояние богача, тем больше… его моральная развращенность.
Учение Гиты об отказе от собственности, на мой взгляд, означает, что стремящиеся к спасению должны поступать подобно доверенному опекуну, который хотя и распоряжается огромным владением, не считает даже самую ничтожную его часть своей. Мне стало ясно, что отказ от владения и соблюдение равенства требуют изменений в сердце, изменений в отношении к людям.
Я давно усвоил принцип, согласно которому не надо иметь денег больше, чем тебе необходимо.
[Таможенному чиновнику в Марселе.] Я всего лишь бедняк. Все мое состояние – это прялка, несколько тарелок, банка козьего молока, шесть домотканых набедренных повязок, полотенце и репутация, которая тоже стоит недорого.
Богатейшие дары должны быть уничтожены без колебаний, без какой-либо компенсации, если они тормозят наш нравственный рост.
Можно смело утверждать, что рост материального благосостояния никоим образом не ведет к развитию нравственности.
Полное достижение идеала в невладении собственностью требует, чтобы человек, подобно птице, не имел крыши над головой, одежды и запаса пищи на завтра.
Можно представить себе человека, не имеющего никаких материальных благ, но нищего духом, так как он завидует тем, у кого они есть. У этого человека ничего нет, но он чувствует себя обделенным. У другого может быть золотая скамеечка, которую он использует, чтобы не обжечь ноги об угли в очаге. Но такой человек, вполне вероятно, способен продать скамеечку, пожертвовать деньги бедным и при этом испытать восторг от расставания с имуществом.
В бедности больше благословения, чем в богатстве. Плоды нищеты слаще плодов богатства.
Использование душевной силы требует погружения в бедность в том смысле, что нам должно быть безразлично, есть ли у нас пища или одежда.
Отказ от владения собственностью – это принцип, который можно приложить не только к материальным вещам, но и к мыслям. Человек, наполняющий голову ненужным знанием, нарушает этот бесценный принцип. Мысли, отвращающие нас от Бога или не ведущие к Нему, препятствуют нашему духовному росту.
Я думаю, что прядение есть самый здоровый и приемлемый физический труд. Не могу представить себе ничего более благородного, чем если бы все мы… хотя бы один час в день посвящали труду бедных людей, тем самым отождествляя себя с ними, а через них – со всем человечеством. Не могу представить себе лучшего поклонения Богу, ибо Его именем я разделяю труд с бедными людьми. Колесо прялки способно обеспечить более равномерное распределение богатства на Земле.
Монотонность – закон природы. Посмотрите хотя бы, как ежедневно восходит солнце. Представьте себе, какая великая катастрофа случится во Вселенной, если оно начнет всходить и садиться, когда ему вздумается. Однако есть монотонность, которая поддерживает существование, и монотонность, которая убивает. Монотонность необходимого труда радует и дает жизнь.
Божественный закон заключается в том, что каждый должен своими руками зарабатывать на хлеб. Какое право есть его имеет человек, не занимающийся физическим трудом? Если каждый, независимо от того, богат он или беден, должен упражнять свое тело, то почему эти упражнения не могут быть производительными, то есть принимать форму физического труда? Более девяти десятых населения Земли пашут землю, добывая себе пропитание. Насколько счастливее и здоровее стала бы жизнь, если б и оставшаяся десятая часть последовала примеру подавляющего большинства и стала работать хотя бы в такой мере, чтобы обеспечить себя хлебом насущным! Несправедливое деление на сословия было бы уничтожено, если б все без исключения признали обязанность зарабатывать себе на пропитание. Выращивание хлеба – это истинное благословение для того, кто придерживается ненасилия, почитает Истину и превращает следование брахмачарье в естественное поведение. Человек может прясть или ткать, заниматься плотницким делом, ковать железо, вместо того чтобы пахать землю, но идеалом всегда должно оставаться хлебопашество. Каждый должен научиться быть добытчиком. Мы все – добытчики. Каждому, кто понял это, следует начинать свой труд с добычи. Добывание хлеба, с интеллектуальной точки зрения, поможет по-настоящему осознать равенство всех людей.
Только в том случае человек имеет право жить, если он ради служения занимается физическим трудом.
Я не мог оторваться от книги Рёскина «Последнему, что и первому», начав читать ее. Она захватила меня. Я твердо решил изменить свою жизнь в соответствии с изложенными в ней идеями. Моя жизнь и в самом деле радикально преобразилась после прочтения Рёскина. Я следующим образом понял изложенное им учение: ) благо индивида заключается в благе всех; ) труд адвоката имеет такую же стоимость, что и труд парикмахера, поскольку каждый имеет одинаковое право зарабатывать на пропитание своим трудом; ) жизнь человека физического труда, то есть пахаря или ремесленника, поистине достойна во всех отношениях… Утром я проснулся, исполненный решимости воплотить эти идеи.
Если каждый будет работать физически за хлеб и не более того, то на всех хватит еды и свободного времени. Перестанут раздаваться крики о перенаселении, исчезнут болезни и нищета, которые мы сейчас видим вокруг. Такой труд окажется высшей формой самопожертвования. Нет сомнения, что люди не перестанут делать и многое другое – как руками, так и головой, – но все это будет трудом любви на всеобщее благо. Тогда не останется ни богатых, ни бедных, ни знати, ни простолюдинов, ни принадлежащих к высшим кастам, ни неприкасаемых. Возможно, то, о чем я говорю, – недостижимый идеал. Но это не значит, что к нему не надо стремиться. Мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Может ли человек зарабатывать на жизнь интеллектуальным трудом? Нет. Потребности тела надо удовлетворять телом.
Власть, доставшаяся в результате верного служения, облагораживает. Власть, которой домогаются под знаменем служения, на самом деле просто желая получить большинство голосов, есть обман и мошенничество, которого следует избегать.
В любом движении не будет искренности, если рабочие поддерживают его против воли, под принуждением.
Недовольство – чрезвычайно полезная вещь. Пока человек доволен своей судьбой, очень трудно убедить его изменить ее, выйти за ее рамки. Поэтому ясно, что любой реформе должно предшествовать недовольство.
Достаточно легко отдать немного денег, но очень трудно самому сделать какую-нибудь малость.
Мне будет непросто рассчитывать на помощь сообщества, если я стану призывать его исполнять долг, но куда легче окажется, если я начну ратовать за его права.
Никакое законодательство не способно вылечить социальное зло; подобное может сделать лишь просвещенное общественное мнение. Я не стал бы препятствовать законодательству в этой области, но все же считаю более важным просвещать общественность.
Я давно заметил характерную разницу в отношении народа к различным делам: люди склонны к возбуждающим занятиям, но не любят спокойную созидательную работу. Эта разница сохраняется и по сей день.
Если перед нами стоит политическая цель, а ее решение политическими методами невозможно, мы сильно навредим делу, поспешно воспользовавшись политическими инструментами, но поможем ему, если до последнего будем отгораживать его от политики.
Мы никогда не найдем лекарств от болезней человечества, если потеряем терпение и станем отвергать старое только потому, что оно старое. Наши предки, вероятно, мечтали – пусть даже и смутно – о тех же вещах, которые воспламеняют наши души.
Служба, лишенная малейшей крупицы эгоизма, сама по себе есть наивысшая религия.
Поставь свой талант на службу стране, вместо того чтобы менять его на фунты, шиллинги и пенсы.
Реформу нельзя торопить; если она должна быть проведена ненасильственным путем, то сделать это можно исключительно просвещением как имущих, так и неимущих.
Конечная цель человека – познание Бога, и вся человеческая деятельность – социальная, политическая, религиозная – должна быть направлена к видению Бога. Непосредственная служба всех людей становится необходимой частью этого процесса просто потому, что единственный способ обрести Бога – увидеть Его в Его творении и соединиться с Ним. Этого можно добиться служением всем людям. Я не знаю, как найти Бога отдельно от остального человечества.
Мужество, стойкость, бесстрашие и превыше всего самопожертвование – вот качества наших вождей.
Те, кто хочет блага, не эгоистичны; они никуда не спешат, ибо знают, что внушение людям добра требует долгого времени. Только зло летает на крыльях.
Я привык к лживому представлению о моей жизни. Таков жребий любого публичного человека. Такому человеку трудно спрятаться… Я считаю правилом не разъяснять недоразумения, за исключением случаев, когда они вредят делу и требуют исправления.
Задача реформатора – сделать невозможное возможным, подавая наглядный пример своим собственным поведением.
Служба не имеет смысла, если она не доставляет радости и удовольствия. Когда кто-то служит напоказ или из страха перед общественным мнением, это замедляет его рост и сокрушает дух. Служба без радости не приносит пользы ни самому человеку, ни тому, кого он обслуживает. Однако все прочие радости бледнеют перед радостью, которую доставляет служба, если ее отправляют с удовольствием.
Многого ждут от того, кто может много дать.

Все афоризмы для вас
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
ТЕПЕРЬ НАПИШИ КОММЕНТАРИЙ!x